Блог им. imabrain

IPO Кристалл: алкогольный Стив Джобс на линии

    • 16 февраля 2024, 16:07
    • |
    • Mozg
  • Еще


С их уровнем раскрытия – сложно всерьез что-то рассматривать, но довольно интересный кейс с точки зрения того как они себя позиционируют и продают

База:

  • Бизнес: завод в Обнинске, работает с 2018 года, производят водку (~85% на 1п23) и другие крепкие ЛВИ
  • Доля рынка в пределах 2%, но в целом на рынке закрепился, долю медленно наращивает, стабильно прибыльный

Ситуация на рынке:

Рынок крепкого алкоголя очень статичный, объемы сильно не растут и не падают. Основной продукт здесь – водка, маржинальность у нее низкая, сильная конкуренция. В других, более дорогих сегментах долгое время доминировал импорт

В 2022 году в связи с уходом западных брендов количество крепкого алкоголя в премиальных сегментов (читай почти всё, что не водка) даже с учетом параллельного импорта снизилось, цены выросли и появился большой неудовлетворенный спрос

В чем инвест-идея:

  • Кристалл расширяет ассортимент собственных премиальных ЛВИ и знимает овободившееся место в недорогой ценовой категории. Маржинальность здесь в 2-3 раза выше, чем по водке
  • УТП – в рецептуре органические компоненты, и за счет них дают сравнительно высокое качество для своей цены
  • Продажи через сетевых ритейлеров. В домашних регионах премиум-продукцию Кристалла хорошо покупают, благодаря цене/качеству + собственному маркетингу. Она соответствует метрикам, по которым ритейл определяет эффективность позиции. В результате дальнейшее масштабирование сведено к продаже готового эффективного решения, тем же самым сетям на плюс-минус тех же самых условиях, только на более широкую географию (пруфов не будет, всё с их слов)
  • По сути – повторяют стратегию Белуги, которая уже реализована в 2022 и оказалась очень эффективной
IPO Кристалл: алкогольный Стив Джобс на линии

Что уже сделано:

  • Сформировали собственный портфель премиум-напитков, уже в серийном производстве, продается и готово к масштабированию
  • Расширили производственные мощности
  • В прибыль это пока не транслируется из-за больших коммерческих расходов (объяснимо на фоне запуска новых продуктов с нуля, вопрос – останется ли этот скачок расходов разовым, или будет и дальше сопровождать весь этап роста?) В остальном финансы смотреть большого смысла нет, отвратительный уровень раскрытия

Как это продают:

IPO Кристалл: алкогольный Стив Джобс на линии

  • Таблички с растущими столбиками прогнозов фин.показателей, цель – сделать х5 по ебитде в 2025 году
  • Харизма собственника (100% акций, он же председатель СД, главный идеолог, маркетолог и визионер): тут, если интересно, лучше посмотреть вживую, эфиров полно и выглядит действительно очень сильно
  • Дополнительная идея сопричастности: покупаешь немного акций и потом покупаешь в магазине не что-то абстрактное, а уже «своё». Употребляешь не алкоголь, а продукцию, в создание которой инвестировал. А там фоном и про бизнес поговорить самое оно… Наполняет процесс поиска и употребления новыми интересными смыслами. Вполне рабочая модель, и сколько там сами акции будут стоить – уже не важно. Эмоции – большая ценность, куда важнее денег. Такое хорошо продается, просто это уже не про инвестиции, а ближе к программе лояльности

Параметры IPO:

  • 8,5 — 9 руб. за акцию
  • База 800 млн. акций. Допка для IPO 200 млн., в рынок пойдет до 125 млн. + стабфонд 15% Итого по итогу IPO до 955 млн. акций, фф ~16%? капитализация по верхней границе порядка 9 млрд. (c прибылью 2023 чуть больше 100 млн., да)
  • Прогнозный P/E 2023 = ~75, EV/EBITDA = 30+

IPO Кристалл: алкогольный Стив Джобс на линии

IPO Кристалл: алкогольный Стив Джобс на линии

🙉По такой цене – мы заранее оплачиваем весь рост до 2025 года. Если все пойдет по идеальному сценарию, то Кристалл образца-2025 по 9 руб. за акцию будет иметь мультипликаторы сегодняшней Белуги и примерно ту же дивдоходность. Все риски, что что-то пойдет не так – строго на покупателе, никакой премии не предлагается (хватит и сопричастности?)

Итого:

  • Инвестиционно – очевидно дорого и неинтересно. Но если есть потребительский интерес к самому бренду – в качестве игрушки сойдет, думаю так и соберут свой млрд.
  • Спекулятивно – маленький объем, любимый многими сектор, держатели-амбассадоры бренда. Не знаю, что там будет сразу после размещения (степень безумия рынка может сильно удивить), но дальше, если бы я занимался пусками ракет в третьем эшелоне, то сюда обязательно обратил бы внимание
IPO Кристалл: алкогольный Стив Джобс на линии


👉Сама идея нравится, т.к. оч.простая, проверена Белугой, меньше других зависит от общей внешней/внутренней экономической ситуации, есть понятная стратегия и четкие метрики, они прописаны в цифрах, сиди-смотри чтоб цифры сходились, думать особо не над чем  Был бы запас по цене – с удовольствием поучаствовал бы

Мой телеграм, где много интересного: https://t.me/mozginvest
(пишу про облигации и акции РФ, ЦФА)
1 комментарий
У нас каждый второй самогонщик — алкольный Стив Джобс похлеще ваших кристаллов:))
avatar

теги блога Mozg

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн