Выход на рынки ближнего зарубежья, в «дружественные» страны Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии не смог компенсировать российским IT-разработчикам потери от закрытия западных рынков. В 2023 году снижение объемов экспорта российских IT-решений (без учета оборудования) ускорилось. Если по итогам 2022 года оно, по данным ЦБ, составило 19,3%, до $5,8 млрд, то в 2023-м сегмент уже упал на 44–47%, до $3,1–3,3 млрд, подсчитали для “Ъ” аналитики компании «Яков и партнеры».
Хотя мировой рынок IT-услуг в 2023 году увеличился на 8%, а во многих «дружественных» странах наблюдается рост интереса именно к российским решениям, «пока существенного роста экспорта мы не видим», отмечают в «Яков и партнеры».
Сейчас наибольшую роль в экспорте российских IT-решений играют традиционные рынки ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Белоруссия) и Ближний Восток (в первую очередь ОАЭ).
Сами разработчики уточняют, что отдельным категориям IT-продуктов удалось закрепиться за рубежом. В основном это решения в кибербезопасности, распознавании лиц и «обеспечении общественной безопасности в рамках систем умного города».
В
Positive Technologies подтвердили активизацию зарубежной экспансии, но не стали раскрывать инвестиции. На 2024 год Positive Technologies ставит цель «при сохранении уровня инвестиций в развитие текущих локаций отбить затраты на развитие новых». Следующим шагом в компании называют доведение «доли зарубежного бизнеса в общих показателях до 10% от российского бизнеса».
Коммерческий директор ГК «Солар» (входит в «
Ростелеком») Николай Сивак отмечает рост интереса к продуктам со стороны и госсектора, и крупных корпоративных заказчиков в Центральной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Азербайджане и Белоруссии.
«До 2022 года, как ни странно, самым открытым для выхода с программными продуктами был рынок США, потому что он был наиболее большой и свободный,— рассказывает топ-менеджер одной из крупных IT-компаний. По мнению собеседника “Ъ”, перспективы есть в основном в Азии, но исключая Китай как «достаточно закрытый регион, который ориентирован на собственные продукты».
«Сейчас никакие инструменты господдержки IT-экспорта не работают,— утверждает топ-менеджер одной из крупных IT-компаний.— «Цифровые атташе» — попытка клонировать систему, которая позволяла продавать вооружение за рубеж, но в сфере IT она не срабатывает».
По мнению собеседника “Ъ”, для продвижения российских IT-продуктов за рубежом требуются «миллиарды рублей или сотни миллионов
евро ежегодно на одну компанию, но результат будет заметен только через 3–5 лет». Сейчас он не видит на рынке «кого-то, кто был бы готов делать это», и сомневается в том, что экспорт реально будет поддерживать государство.
www.kommersant.ru/doc/6444969