Блог им. MihailVlasenko
После терактов 11 сентября число авиаперелетов в США резко сократилось — это неудивительно, ведь страшные ролики с горящими небоскребами врезались людям в память.
Однако перемещаться по стране американцы не перестали — они просто пересели на автомобили, в результате чего количество автомобильных миль в 2002 году выросло на 5%. При этом наибольший рост показали поездки по сельским дорогам, которые никогда не отличались качеством покрытия и безопасностью.
И такая пересадка стала большой проблемой, потому что поездки на автомобиле гораздо опаснее полетов — по данным Министерства транспорта, за две недели в автомобильных авариях погибает больше американцев, чем погибло во всех авиакатастрофах за последние 27 лет.
В 2004 году немецкий ученый Герд Гигеренцер исследовал этот вопрос и сделал следующий вывод: «За два года число американцев, погибших на дорогах, избегая риска полетов, превысило общее количество жертв на четырех смертельных рейсах 11 сентября 2001 года».
Мы живем в информационную эру — у нас есть терабайты данных и статистики, но все они меркнут перед убедительными и яркими историями. Все дело в том, что статистика — это сухо и скучно, а видео и фотографии тысяч скорбящих семей — это сильно и убедительно.
Даниэль Канеман объяснил это следующим образом:
«Заметное событие, однажды привлекшее наше внимание, намного легче восстанавливается в нашей памяти. Разводы среди голливудских звезд привлекают огромное внимание, и их примеры легко потом приходят на ум. Поэтому вы, вероятно, преувеличиваете частоту голливудских разводов».
По статистике, большинство компаний прошло через полосу неудач, прежде чем какой-то из ее продуктов стал успешным и принес ей большую прибыль. На деле же многие компании отказываются от новых разработок, потерпев всего одну болезненную неудачу.
По статистике, большинство венчурных инвестиций оказывается провальными, но некоторые из них могут дать такую доходность, что она перекроет все убытки. На деле же многие инвесторы, столкнувшись с потерями от венчурных компаний, перестают искать будущих лидеров рынка.
Из-за социальных сетей и различных блогов истории стали еще более яркими, поэтому мы оказались в очень любопытном положении. Сейчас у нас больше статистики, чем когда-либо прежде — однако небывалая яркость историй затмевает ее и подталкивает нас к ошибкам.
Вот почему активная торговля и спекуляции так популярны, хотя статистика и говорит нам о том, насколько трудно переиграть рынок. Красивые истории успеха подогревают нашу страсть, поэтому мы отказываемся от пассивных инвестиций и хотим повторить путь Джона Полсона или Стива Айсмана.
Уже упомянутый мною Герд Гигеренцер раскрывает причины такой «слепоты»:
«Наша система образования имеет удивительное слепое пятно в отношении рисков. Мы учим детей математике определенности, но не математике неопределенности и не статистическому мышлению. И мы учим детей биологии, но не психологии, которая формирует их страхи и желания».
Многие крупные инвесторы добились успеха благодаря тому, что прекрасно понимали поведение человека — они пользовались доступной им статистикой, но в то же время знали силу и убедительность ярких историй.
Внутри каждого из нас статистика борется с инстинктами, которые формировались у нас в течение нескольких миллионов лет — вот почему ее шансы взять верх над историями практически всегда равны нулю. Помните об этом и не попадайтесь на эту удочку :)
© авторский перевод статьи Моргана Хаузела.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм
То же утверждение «самолёт безопаснее автомобиля» весьма лукаво, т.к. для этого счиается не в часах, а в километрах. Тогда самое безопасное ТС — это Аполлон, и пофигу, что 1 из 10 ракет на посадку не пришла.
Впрочем, если перемещаеться с восточного побережья на западнее, то да, наверное на самолёте это безопаснее.
Но против железной дороги авиация проигрывает и по расстоянию. Правда американская ЖД в плане надежности это полный треш даже по сравнению с российской.