Яндекс объявляет финансовые результаты за III квартал 2023 года
Амстердам, 27 октября 2023 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за третий квартал 2023 года.
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на 30 сентября 2023 года:
• 85,4 миллиарда рублей (876,8 миллиона долларов США) на консолидированной основе.
Обзор выручки по сегментам
Поиск и портал Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Погоду и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.
Ключевые операционные показатели:
• Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в третьем квартале 2023 года составила в среднем 62,6% — на 0,6 п.п. выше, чем в третьем квартале 2022 года, когда она составляла 62,0%. По сравнению со вторым кварталом 2023 года (63,6%) доля показала сезонное снижение (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
• В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android в третьем квартале 2023 года составила 62,5% — на 0,6 п.п. выше в сравнении с третьим кварталом 2022 года, когда она составляла 61,9%. По сравнению со вторым кварталом 2023 года (63,4%) доля показала сезонное снижение (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
• В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе iOS в третьем квартале 2023 года составила 49,8% — на 1,5 п.п. выше в сравнении с третьим кварталом 2022 года, когда она составляла 48,3%. По сравнению со вторым кварталом 2023 года (49,7%) доля осталась примерно на том же уровне (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар). • Доля поисковых запросов с мобильных устройств в третьем квартале 2023 года составила 70,8% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 62,9% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в третьем квартале 2023 года.
В третьем квартале 2023 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 48%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 47% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот рост обусловлен результатами как Поиска, так и Рекламной сети Яндекса на фоне инвестиций в расширение рекламного инвентаря, а также развития и повышения эффективности рекламных продуктов и технологий.
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) в третьем квартале 2023 года составила 52,0%, тогда как в третьем квартале 2022 года этот показатель составлял 56,6%. Хорошая рентабельность прежде всего обеспечена эффектом положительного операционного рычага на фоне уверенного роста рекламной выручки, а динамика показателя год к году объясняется увеличением расходов на персонал, а также маркетинговых и рекламных расходов — эти показатели выросли с низкой базы прошлого года.
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка
Ключевые операционные показатели:
• Товарооборот на сервисах электронной коммерции (GMV) в третьем квартале 2023 года вырос на 67% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал прошлого года. Яндекс Маркет
• Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов на Яндекс Маркете (3P) в третьем квартале 2023 года достигла 87%, тогда как в третьем квартале 2022 года этот показатель находился на уровне 82%.
• Количество наименований товаров на Яндекс Маркете к концу третьего квартала 2023 года достигло 58,5 миллиона, тогда как в конце третьего квартала 2022 года это число составляло 49,3 миллиона.
• Количество активных покупателей6 на Яндекс Маркете в третьем квартале 2023 года выросло на 40% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 17,6 миллиона.
• Количество активных продавцов7 на Яндекс Маркете в третьем квартале 2023 года выросло на 95% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 68,4 тысячи. Райдтех
• Валовая стоимость заказов (GMV) в сервисах Райдтеха выросла на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла в третьем квартале 2023 года на 51% год к году за счёт роста числа поездок и доли поездок по тарифам выше «Эконома» на фоне притока новых автомобилей более высокого класса и дефицита автомобилей для эконом-сегмента такси на российском рынке, а также сохраняющейся нехватки водителей на внутреннем рынке. На рост GMV также повлиял эффект валютного курса при учёте показателей на рынках стран СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки. Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) в третьем квартале 2023 года вырос на 67% год к году за счёт органического роста числа пользователей и расширения ассортимента. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов в третьем квартале 2023 года составил 79% в годовом исчислении. Наибольший вклад внесли Яндекс Доставка и сервисы доставки заказов из ресторанов (в том числе Маркет Деливери) — рост их GMV год к году составил 109%.
Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 69% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки в абсолютном выражении внёс Яндекс Маркет, а следом за ним — Яндекс Лавка). Выручка Райдтеха выросла на 46%, что ниже показателя роста GMV, в связи с увеличением субсидий водителям, особенно на внутреннем рынке, на фоне трудностей, с которыми столкнулась отрасль. Выручка сервисов электронной коммерции увеличилась на 79%. Опережающие темпы роста выручки по сравнению с GMV объясняются оптимизацией комиссии для сторонних (3P) продавцов и растущей долей рекламной выручки. Выручка других O2O-сервисов выросла на 112% в годовом исчислении, в основном за счёт роста бизнеса по доставке заказов из ресторанов, а также Яндекс Доставки.
Плюс и развлекательные сервисы В сегмент Плюса и развлекательных сервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Афиша, Букмейт, а также продюсерский центр Плюс Студия.
Ключевые операционные показатели:
• Число подписчиков Яндекс Плюса в третьем квартале 2023 года достигло 25,8 миллиона, увеличившись на 63% по сравнению с аналогичным показателем на конец третьего квартала 2022 года.
Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов в третьем квартале 2023 года выросла на 123% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2022 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов, в том числе от рекламы. Скорректированный показатель EBITDA остаётся положительным второй квартал подряд, в этом квартале он составил 1,0 млрд рублей по сравнению с убытком 1,5 млрд в третьем квартале 2022 года. Это объясняется эффектом положительного операционного рычага на фоне роста выручки от продажи подписок (на 92% год к году), а также повышением эффективности затрат.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду и Яндекс Путешествия.
Выручка в сегменте сервисов объявлений в третьем квартале 2023 года выросла на 111% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2022 года. Выручка увеличилась в первую очередь благодаря высоким результатам Авто.ру, которых удалось добиться на фоне низкой базы 2022 года, а также благодаря расширению базы дилеров, развитию успешных новых предложений для дилеров и клиентов и улучшению монетизации. На рост выручки также повлияли хорошие результаты Яндекс Путешествий на фоне укрепления положения сервиса на рынке в связи с растущим спросом на его услуги. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) в третьем квартале 2023 года не изменился относительно аналогичного периода прошлого года и составил 0,2 млрд рублей. Повышение прибыли Авто.ру в годовом исчислении компенсировало продолжающиеся инвестиции в развитие Яндекс Путешествий и Яндекс Аренды.
ir.yandex.ru/financial-releases