«Низкий спрос в России вынуждает маркетплейсы сокращать активность. По данным мониторинга ЦБ, в сентябре объём входящих платежей оказался на 2,5% меньше среднего уровня за II кв. 2022 г. Особенно пострадали отрасли, ориентированные на потребительский спрос: в сентябре спад составил ускорился до 5,1% после сокращения спроса на 1,5% в августе. Более или менее нормально обстоят дела у предпринимателей, кoторые занимаются продуктами питания (люди стремятся делать запасы), сдачей в аренду жилья и туризмом (мобилизация активизировала миграцию мужчин призывного возраста).
Зато спрос на непродовольственные товары, по данным «Сбериндекса», в начале октября сократился на 12,2% в годовом выражении. В таких условиях маркетплейсы ищут новые способы выживания. Wildberries Татьяны Бокальчук традиционно делает ставку на увеличение сборов с покупателей и продавцов. С 8 октября маркетплейс ввёл плату за выгрузку товаров на складах в Коледино и Электростали — ₽1000 за каждую машину. Чуть ранее Wildberries отключил поставщикам, которые работают с «новым балансом» (начисление средств онлайн), вывод средств на расчётный счёт, аргументируя это техническими работами. Так предприятия остались без денег для выплаты зарплаты и налогов, а Wildberries – с оборотным капиталом.
A «Алиэкспресс Россия» столкнулась с нежеланием китайского совладельца Alibaba Group (контролирует 47,85% маркетплейса) брать на себя санкционные риски. Материнская компания заявила, что денег на развитие российского бизнеса больше выделять не будет. Оставшись без поддержки со стороны Китая, российские совладельцы – РФПИ и USM также потеряли интерес к проекту и начали подготовку к сворачиванию бизнеса.
С начала года штат «Алиэкспресс Россия» по информации из разных источников сократился на 50–70%. Также компания отказывается от складских помещений. Контракт на аренду 180 тыс. кв.м. в подмосковном складском комплексе «Обухово» расторгнут. По оценке «Ведомостей», штрафные санкции для AliExpress могут составить ₽500-600 млн. А на строящийся в Екатеринбурге логистический терминал, который должен был стать первым собственным большим складом в России, уже ищут новых покупателей.
Менеджмент «Алиэкспресс Россия» мог бы привлечь покупателей выгодными предложениями, но маркетплейс старательно нивелирует выгоду от крепкого рубля. Торговая площадка держит внутренний обменный курс на уровне ₽66-69 за доллар, что на 15–20% выше рыночного. Теперь маркетплейс, приносящий убытки (₽1,228 млрд за I полугодие 2022 года), становится токсичным активом и для крупнейшего российского акционера – VK Владимира Кириенко, которое недавно потеряло игровой бизнес My.Games, продав подразделение за ₽37 млрд.»
Дайджест Телеграм
В потребительском секторе отмечается тенденция оптимизировать расходы из-за резкого падения спроса на некоторые товарные позиции.
Отечественным маркетплейсам трудно конкурировать с такими глобальными гигантами как, например, Alibaba Group.
Новые способы выживания ищут все.
Но у чисто российских компаний шансов и возможностей значительно меньше.
Поэтому инвесторам-энтузиастам и оптимистам стоит обращать внимание на крупнейшие международные корпорации.
Для них открыты все мировые рынки и нет никаких санкций.
То есть в текущей экономической ситуации это важное конкурентное преимущество.