Блог им. Stanis

Про нашу жизнь и фондовый рынок

    • 18 августа 2022, 08:43
    • |
    • Stanis
  • Еще
«По оценке академика Аганбегяна, которую он озвучил в интервью «Бизнес-Онлайн», порядка трети граждан страны уже к концу этого года перейдут в категорию нищих — то есть, людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Который в России, будем говорить откровенно, сам по себе нищенский — чуть выше 13 тысяч рублей в месяц.

Это означает буквально конец даже того среднего класса, который с трудом, но существовал в стране, причем скорее вопреки, чем благодаря политике власти. Треть населения в кромешной нищете означает, что не менее половины населения составляют бедные или отчаянно бедные люди на грани нищеты. По сути, относительно благополучными могут считаться в таком случае не более 10-15 процентов населения, и только 5 — зажиточными. Для формирования устойчивого социума, ориентированного в развитие, такое разделение категорически непригодно. Примерно такая социальная стратификация наблюдается у стран, пребывающих в хронической катастрофе — вроде той же Венесуэлы.

ВВП страны до конца года уменьшится не менее чем на 10 процентов вдобавок к тому падению, которое произошло за годы «пандемии», что фактически означает исчезновение половины подъема экономики за всё время с момент распада СССР. Вообще, российская экономика выросла за тридцать последних лет меньше большинства развивающихся стран в мире, за исключением совсем несостоятельных. Причиной Аганбегян называет вывоз капитала за рубеж — более триллиона долларов за 20 последних лет, и чудовищное имущественное неравенство, которое является одним из самых вопиющих в мире.

Не вижу в модели Аганбегяна ничего удивительного. Я неоднократно ссылался на теорию Манура Олсона, который в соавторстве с Мартином Макгуайром выделил два типа государств, обозначив их как «оседлого» и «кочующего» бандитов.

Россия в подобной классификации является «кочующим бандитом», целью правящей касты которого является извлечение максимально прибыли с покоренной территории, после чего отягощенная добычей знать покидает проеденный насквозь участок, перемещаясь на новое место.

В такой парадигме и происходила эволюция российской знати, перемещавшей вслед за вывозимыми на Запад капиталами свои семьи, обрастая там имуществом, приобретая гражданства стран будущего проживания. При этом в самой России государство рассматривается «кочующим бандитом» исключительно в качестве аппарата насилия, предназначенного для максимизации сбора дани с покоренной территории. Никакой иной институционализации в такой парадигме не предусмотрено.

Логично, что под конец территория превращается в выжженную поляну с хронически нищим населением, а сама страна не имеет никакого ресурса развития — он уже сменил юрисдикцию.

Однако произошел системный сбой — российская «элита» внезапно оказалась ограбленной сама. И вывезенное на Запад добро теперь конфискуется и изымается странами пребывания, а сама российская знать, включая и отпрысков, становится персонами нон грата. Однако исправить уже ничего невозможно: во-первых, территория сбора дани действительно ограблена до нитки, а во-вторых, правящая номенклатура психологически не способна к перестройке своего модус операнди, и продолжает грабить уже ограбленное. Результат мы наблюдаем сегодня.»
Телеграф

Имхо, песня Цоя  конца 1980-х годов про перемены отнюдь не устарела.
В контексте перспектив нашего фондового рынка тревожит тенденция увеличения количества пассивных счетов инвесторов.
Они не пустые, но в основном там зависли замороженные ценные бумаги.
Если еще идут небольшие IPO по облигациям, то по акциям  даже ни про одно IPO не слышно.
Адекватные инвесторы вкладывают в фондовый рынок свободные средства.
Но если денег у них становится меньше, то и подпитка рынка будет иссякать.
Здравый смысл подсказывает, что если доходы населения падают, то и роста фондовых индексов не будет.

PS — не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией


    ★3
    55 комментариев
    порядка трети граждан страны уже к концу этого года перейдут в категорию нищих 

    зато Азовское море наше!
    avatar
    Бенджи, И Херсон! И Каховка! Разве не об этом деды мечтали?
    avatar
    Владислав, 

    Деды мечтали, что их потомки будут жить лучше, чем они.
    avatar
    Stanis, Еще Николаем и Одесса будут наш.
    avatar
    sergik99, 
    Только если вы  лично с гиркиным будете на передовой!
    А иначе нет удачи
    avatar
    Бенджи, 
    А кому нужно это мелководье?
    Такой ценой…
    avatar
    Stanis, Теперь во внутреннее море России иностранные суда не войдут, если нам это не надо. Не говорю о военных кораблях НАТО, которые туда все время собирались силой прорваться.
    Азов НАШ.
    avatar
    sergik99, 

    А про Алясканаш  еще не думали?

    Вот честно не понимаю — откуда такая страсть завоевать, разрушить, убить, когда своей земли непаханой и не обихоженной  глазом не объять?
    Тайга горит — тушить некому, вся МЧС на донбассе...
    пускай горит, еще вырастет.
    avatar
    Stanis, какая тайга, у нас в Ростовской области 3 дня пожары потушить не могли. Больше 30 частных домов сгорело.
    Видимо все МЧС убыло спасать Мариуполь.
    avatar
    Jame Bonds, 
    В итоге никого и нигде спасти толком не сумели.
    А командировочные и суточные идут.
    И виновных нет, все при деле.
    avatar
    Чем ниже ЗП -тем выше доходность ООО. Так что акции расти будут. Бедные будут продолжать беднеть. Богатые богатеть. И главное ни каких бухтений в ближайшие лет сто не будет. Стабильность — основа основ капитализма. 
    avatar
    Когда РТС свалится еще на 40-50% начнут заходить дружественные нам оседлые бандиты. 
    avatar
    Владислав, ага. Сказочные восточные принцЫ. Да ни один институционал при таких рейтингах и рисках и на милю к рынку не подойдёт. Его клиенты и пайщики жостко не поймут.
    Даже условно одиночка «миллиардер-лудоман» не решится. Зачем? Чтобы Вова с Элей его раздели очередным «воскресным указом с целью стабилизации… »? 😂
    Людвиг ван Биткоин, Да ни фига. Это круче, чем на уикенд в Макао сгонять.
    avatar
    Здравый смысл подсказывает, что если доходы населения падают, то и роста фондовых индексов не будет.

    Здравый смысл подсказывает, что стоимость акций вырастет до доходности +20-50% к ставке ЦБ при стабилизации выплаты дивидендов вне зависимости от доходов населения.
    avatar
    GreyStrannik, «Стабилизация выплаты дивидендов...». Хорошо сказано. Надо запомнить.
    avatar
    GreyStrannik, для этого кто-то должен эти деньги в рынок принести. Некому. Всех наивных простаков выпотрошили, нерезидентов выгнали или заблокировали. Откуда рост то? Кто будет бесконечно выкупать и держать?
    Всё «отскоки» на 3-4 сессии. Потом начинают наперегонки «фиксировать» Мегаприбыли в три копейки… 😂
    Людвиг ван Биткоин, посмотрите на преддивидендные гэпы — на них акции растут без новых денег на копеечных оборотах.
    avatar
    GreyStrannik, так это проколы на сотни, в некотрых бумагах на десятки тыс рублей. Курам на смех…
    Похоже, что Татнефть к примеру грохнется и без дивгэпа на днище до момента закрытия реестра через семь недель.
    А ведь кто купил по 455/435 при 32,5 руб доходности до налогов… Лучше уж купить облиг, расслабиться и курить… Или вообще mm фонд. Доходность сопоставима и без риска.
    Адекватные инвесторы вкладывают в фондовый рынок свободные средства.
    avatar
    Кто этого бота сюда запустил. Строчит со скоростью пожирания зерен голубем. Пользы 0, один инфонавоз. Что за люди. Тысячу раз писал пишите про квик и технические вопросы в виде тех.параметров инструментов, методики их обращения, или пользу вон как декаб юридическую, ну или же чистую информацию из рук самой компании, те голые сводки, без своего однонейронного восприятия. Нет дерьмищем этим заливают смартлаб. Тимофей, тебе это надо здесь? Навозища горы этого?
    avatar
    Crogall, пусть пишет, правда она такая, неудобная. а про квик ты пиши, однонейронный ты наш.
    avatar
    dandr, :) сиди в углу, ботяра, получай свою пятнаху и строчи, но в чс.
    avatar
    Crogall, 

    Ваша реакция очень показательна.
    Голые цифры и есть в статье уважаемого академика.
    Голые сводки от компаний запрещены сегодня.
    Что-то не нравится?
    Бан или игнор — пользуйтесь на здоровье.

    PS — почитайте его интервью -ссылка есть в начале топика.
    avatar
     чуть выше 13 тысяч рублей в месяц.

    порядка 200 долларов США. 

    avatar
    Прикольно читать эмоциональную фигню, но какая практичность?
    Фактически, только навевает депрессию читателям.

    Модель. Власть — сбор дани — вывоз. Интересная.
    Но должен быть результат модели.
    Что предсказывает?
    Что делать дальше участникам системы?
    Сергей Кузнецов, 

    Какая может быть депрессия, если «все идет по плану»?
    А участники системы сами определяют свое дальнейшее поведение.
    Если есть голова и что-то в ней еще…
    avatar
    Сергей Кузнецов, прикупаю понемногу в портфель облигации разных МФО, они прямые бенефициары бедности населения. Но это ВДО, надо учитывать риски
    avatar
    Сергей Кузнецов, всё верно написано, эмоций не видно. 
    Участники модели действовали по озвученной схеме. Вывозили = повышали свой уровень потребления и всё! Ничего более. А зачем что-то делать??

    Наложение санкций на некоторых неподготовленных особ подействовало очень жёстко. Можно конечно продолжать грабить здесь, но если нельзя ездить на Запад, то это почти не имеет смысла. Детки и жёны элиты страдают больше всех
    avatar
    asfa, это очень упрощенная модель и многие явления она не объясняет.
    А только вызывает депрессию, так как большинство здесь ассоциирует себя с «плательщиками дани».
    Возможно в этом и есть вся ценность теории.

    PS я не защищаю ни чью позицию, я хочу рационального подхода
    Сергей Кузнецов, упрощенная, но объясняет как раз многое.
    Какие явления она не объясняет??

    А только вызывает депрессию, так как большинство здесь ассоциирует себя с «плательщиками дани».

    Можно:
    1. не читать такое
    2. не реагировать так

    я хочу рационального подхода

    так и я 
    В чём этот подход нерационален? 
    avatar
    asfa, не объясняет
    рост благосостояния народа с 1999 по 2014.
    С 1999 по 2007 вообще очень резкий рост.

    Есть более простая теория. Каждый субъект или группа действует в своих интересах. И она более проработана экономистами.

    А называть читателей «плательщиками дани» — это чисто политическая агитация.
    Сергей Кузнецов, 
    рост благосостояния народа с 1999 по 2014.С 1999 по 2007 вообще очень резкий рост.

    1. К концу 90-х кое-как сделали рыночную экономику или её подобие.
    2. Можно просто посмотреть на абсолютные цифры бюджета и притока бабла от продажи нефти и пр. (нефть стоила 8 баксов, стала 100+ — это как раз 99-08гг.)

    Денег из-за роста коммодитиз стало приходить просто дохрена + Путин стал заставлять олигархов больше делиться с гос-вом. Вот и народу стало перепадать — чем больше цены на сырьё, тем больше перепадает.

    Однако огромные излишки денег не стали направлять на всеобщую модернизацию экономики, а начали складывать в кубышку, элита стала вывозить за рубеж на личное потребление
    .
    Закончилось это в 2012г., когда РФ попала в «ловушку средних доходов». Далее вмешалась политика и «мы свернули не туда». А 2014-н.в. — это просто следствие этого.

    Далее логичный вывод из: «что умеет элита вообще? Что она делает сейчас с марта 2022г.? Что она делает при введении санкций? Сколько стоит СВО и когда закончится? Чем закончится? и т.п...» 
    = будет большая жопень в экономике РФ и уровень жизни россиян снова скатится куда-нибудь в начало 00-х. А при продолжении тренда — в 90-е.

    Венесуэлу тут ютуберы всякие показывают — самая богатая страна Латинской Америки в 70-е — за 30 лет скатилась в 3-й мир, а теперь вообще трэш.
    Туда целимся что ли? Зачем?

    и просто за***** пропаганда с обоих сторон )))

    согласен. Но тут не пропаганда, а повод задуматься.
    avatar
    asfa, экономисты все это прекрасно знали и знают

    Мне больше нравится применить «Теория_принципала-агента»
    к действиям Путина и его ближайшего окружения. Типа он действует исходя из своих интересов и где-то его интересы совпадают с моими, а где-то нет.

    и посмотрите мой ответ выше
    asfa, и просто за***** пропаганда с обоих сторон )))
    asfa, 
    согласен, из страны был отток капитала, но зачем его называть «данью»?
    Очень грубо в 50% странах существует отток капитала. Это везде называется «данью»?

    100% вывезли  или все таки какую-то часть инвестировали в России?

    Отдача советских долгов, это вывоз?

    PS вот такие претензии к теории

    Сергей Кузнецов, 
    был отток капитала, но зачем его называть «данью»?

    И был, и есть, и будет. ЦБ РФ ожидает за 2022г. максимальный за всю историю 

    Ну а как по-другому называть? Деньги ежегодно уходят, толку от этого стране нет. В этом году уже всем ясно показали, что эти деньги теперь к РФ не относятся. Дань и есть.

    Очень грубо в 50% странах существует отток капитала. Это везде называется «данью»?

    Глобально — да. Мир платит дань долларовой системе, т.е. США+ЕС.

    100% вывезли  или все таки какую-то часть инвестировали в России?

    Сначала вывозят 100%. Потом некоторая часть возвращалась из условного Кипра как «вложения нерезидентов».

    Типа он действует исходя из своих интересов и где-то его интересы совпадают с моими, а где-то нет.

    Ну можно и так смотреть. Только что делать, когда не совпадает? 
    А не совпадать может очень сильно: живёшь себе не в Москве, а в деревеньке в Брянской области, отдыхаешь на пенсии, и тут тебе в огород/дом прилетает...

    Глобально — претензии к нему в том, что говорит одно, а делает другое. При этом уровень жизни в среднем снижается, у молодёжи перспектив не видать и т.п.
    avatar
    asfa, «Глобально — претензии к нему в том, что говорит одно, а делает другое. При этом уровень жизни в среднем снижается, у молодёжи перспектив не видать и т.п.»

    у меня нет решения ни для себя, ни для этого пенсионера (((
    это просто жизнь (((
    надо ждать и готовится,  а когда подвернется возможность не лохануться (какие-то такие общие фразы) 
    Сергей Кузнецов, 
    это просто жизнь (((
    надо ждать и готовится,  а когда подвернется возможность не лохануться

      
    avatar
    asfa, конечно, с точки зрения государственных финансов,
    надо было копить резервы и искать новые рынки (либо субсидировать отрасли, которые могут снизить импорт) — готовится к сокращению спроса на углеводороды.

    А сейчас ситуация, когда мы тратим резервы и остаемся без них перед грядущей серьезной перестройкой экономики (возможно сравнимой с трансформацией 90-ых годов)
    Сергей Кузнецов, это многие понимают, поэтому и 

    Глобально — претензии к нему в том, что говорит одно, а делает другое. При этом уровень жизни в среднем снижается, у молодёжи перспектив не видать и т.п.
    avatar
    Сергей Кузнецов, всё-таки Ютуб+Ко следит за нами в режиме реального времени... 

    Вот, подкинул сейчас новый выпуск Комолова как раз по теме нашей беседы , 23мин.:
    www.youtube.com/watch?v=m0NI0xFH99Y

    Как говорится: «найди 10 отличий».
    avatar
    Жив ещё курилка,-Аганбегян!) В конце 80-х, в институте мы уже учились на его книгах по экономике. Сколько же ему лет то уже, нашёл- 89, молодец!
     И он прав про жизнь нашу, человек профессионал с большой буквы! Как раз во времена Виктора Цоя он писал свои великолепные труды, разъясняя нам плановикам азы рыночной экономики. До него даже слово прибыль при Советской власти были запрещены, как сейчас некоторые слова. Такие были времена.
    avatar
    Олег Ков, Кто такой Аганбегян?
    Вот Хазина знаю. Из каждого утюга вещает про кризис и конеу света.
    avatar
    sergik99, Хазин его ученик, но далеко не лучший. ru.wikipedia.org/wiki/Аганбегян,_Абел_Гезевич
    avatar
    Олег Ков, Академик РАН авторитет безусловный.
    А вот Хазин, окончил мехмат и ни разу не экономический...
    Я читал автореферат кандидатской диссертации Хазина. Он так и не смог её  защитить.  Мало того что все стырил у Олега Григорьева, но и не смог обосновать, то что написал. Хазин не ученый, он конспиролог.
    Уж не знаю, есть ли более грязное ругательство.
    avatar
    sergik99, Я думаю, он больше хайпожёр. Именно поэтому о ничтожестве люди знают больше, чем о действительно заслуженных людях.
    avatar
    Вообще, российская экономика выросла за тридцать последних лет меньше большинства развивающихся стран в мире, за исключением совсем несостоятельных.
    Факты будут? Циферки по типу: вот в России ВВП с 1992-2022 и сравним с такими то странами?
    avatar
    sergeiponomaref, вы что смеётесь?
    Какие могут быть факты у автора статьи, основная аргументация который строится на тексте песенки полувековой давности, пространных рассуждениях малоизвестных учёных и принидках прогнозов, которые уже, похоже, не сбываются?
    avatar
    Михаил Ка, 

    почитайте само интервью — ссылка в тексте есть
    avatar
    Stanis, Зачем мне читать саму статью, если ваша «преамбула» уже ниже плинтуса? Терять время?
    avatar
    Михаил Ка, 

    Это из серии «Аганбегяна я не читал, но осуждаю...»
    А в советское время мы читали первоисточники — Ленина, Сталина, Плеханова, Маркса и Энгельса.
    И даже конспектировали их тезисы.
    Сегодня так не принято.
    Можно огульно критиковать и раздавать ярлыки.
    И сойдешь за самого знающего эксперта.
    Что-то вам не нравится? 
    Пользуйтесь баном или игнором.

    avatar
    sergeiponomaref, 

    почитайте само интервью — ссылка в тексте есть.
    avatar

    теги блога Stanis

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн