Блог им. Koleso
Китай запускает ракеты над Тайванем. Сможет ли он завоевать остров — другой вопрос.
4 августа были одни из первых ракет, выпущенных с материковой части Китая в сторону вод Тайваня за 26 лет.
Самолет со спикером Палаты представителей США Нэнси Пелоси едва вылетел из Тайваня днем ранее, когда Народно-освободительная армия Китая (НОАК) начала стрельбу.
Китайские бомбардировщики и истребители совершали вылеты с нескольких аэродромов.
Боевые корабли провели «ударные» учения.
Другие направились на восток острова, чтобы отработать блокаду.
Они сигнализируют не только о силе Китая, но и о его гневе.
Но они не являются прелюдией к войне, и они могут также выявить некоторые слабости Китая.
Маневры перекликаются с теми, что Китай проводил во время предыдущего большого кризиса из-за Тайваня, который произошел в 1995-96 годах после визита тогдашнего президента Тайваня в Америку.
Но это громкое и воинственное эхо.
Районы, отмеченные для боевого огня, находятся подчеркнуто ближе к острову, чем они были в 1990-х годах, и вторгаются в территориальные воды Тайваня.
4 августа было выпущено 16 ракет, а также еще много малых ракет из дальнобойной артиллерии.
Япония заявила, что не менее пяти ракет упали в ее исключительной экономической зоне (которая простирается на 200 морских миль или 370 км от ее берега).
Из них четыре пролетели над Тайванем, в том числе один над Тайбэем, его столицей.
Это беспрецедентно для учений НОАК, нацеленных на остров, и крайне провокационно.
Рекордным также считается вторжение 22 самолетов НОАК над срединной линией, разделяющей Тайваньский пролив, в тот же день.
Все это отражает трансформацию военного баланса по обе стороны пролива за последние два десятилетия.
В 1995 году оборонный бюджет Китая всего в два раза превышал бюджет Тайваня, хотя население Китая примерно в 60 раз больше. Сегодня Китай тратит на оборону более чем в 20 раз больше, чем Тайвань.
По собственному мнению Пентагона, НОАК достигла паритета или даже превзошла Америку по количеству кораблей и подводных лодок, зенитно-ракетных комплексов, крылатых и баллистических ракет, которые она может развернуть.
Армия, военно-воздушные силы и военно-морской флот Китая все чаще практикуют совместные операции, что в 1995 году было в значительной степени недоступно для них.
Неизвестно, дает ли все это возможность завоевать Тайвань.
Китаю придется перебросить сотни тысяч военнослужащих, 30 млн тонн техники и более 5 млн тонн нефти для крупного вторжения.
НОАК даже сейчас по-прежнему сдерживается «недостаточными воздушными и морскими перевозками, уязвимой наземной инфраструктурой и незрелой совместной системой логистики».
Однако, НОАК совершенствуется во всех этих областях и может собрать силы вторжения намного быстрее, чем в прошлом, сокращая время, необходимое Тайваню для мобилизации.
в конечном итоге имеет значение то, как Си Цзиньпин и его генералы оценивают свои силы.
НОАК систематически наращивала возможности, которые ей необходимы для войны с Соединенными Штатами из-за Тайваня.
По мнению экспертов, это убеждение небезосновательно.
Нынешние учения служат напоминанием о том, что у Китая есть много способов причинить вред и принудить Тайвань, кроме вторжения.
Районы учений на этой неделе охватывают подходы к каждому из трех наиболее важных портов Тайваня — Тайбэй на севере,
Тайчжун на западе и
Гаосюн на юге — и воздушное пространство, которое самолеты используют для приземления в тайваньские аэропорты.
Они «равносильны воздушной и морской блокаде».
Это небольшое преувеличение, но коммерческое судоходство, несомненно, будет вынуждено выбирать более длинные и дорогие маршруты.
Веб-сайты, отслеживающие движение судов, показали, что суда старательно избегали районов учений 4 августа, держась ближе к китайскому или тайваньскому побережью.
Это напоминание о том, как Китай смог изолировать Тайвань, который импортирует более 60% своего продовольствия и 98% своей энергии, посредством неформальной блокады или формального карантина, подобного тому, который Америка ввела против Кубы во время ракетного кризиса 1962 года.
Тот факт, что такие зловещие сценарии привлекают к себе внимание, может быть источником удовлетворения для Си, который находится в нескольких месяцах от съезда Коммунистической партии, на котором он будет баллотироваться на третий срок в качестве лидера.
Он не может позволить себе выглядеть слабым.
Но он также хочет стабильности.
Учения, вероятно, лучше рассматривать как продолжение кампании запугивания, которая задолго до поездки Пелоси, а не как подготовку к войне.
В некотором смысле и Америка, и Китай проявляют сдержанность.
Реакция Китая в полной мере проявится в ближайшие дни и недели.
Между тем игра мускулами НОАК — это возможность для ее противников принять меры.
Так, расположение площадок для учений, например, дает представление о том, как Китай может проводить блокаду.
Сами учения покажут, насколько далеко продвинулся военно-морской флот НОАК в своей способности проводить крупномасштабные маневры на море, и сможет ли командование Восточного театра военных действий координировать свои действия.
Учения могут ускорить усилия по укреплению обороны Тайваня и отражению китайского вторжения.
В воспоминаниях очевидцев вьетнамо-китайской войны 1979 года были такие строки «Пулеметы (вьетнамцев) захлебываются от огня, а цепи китайцев встают одна за другой и конца им не видно. В конце концов, у вьетнамцев сдают нервы и они бегут с позиций.»
Так что такие дела... — могут повторить.