Блог им. Koleso
У любого экономического кризиса есть свои бенефициары — те бизнесмены, активы которых демонстрируют устойчивость или рост, несмотря на турбулентность на рынках. Кто в условиях локдауна, наращивает продажи и клиентскую базу.
Технологии / IT / интернет
1. DST Global
У DST Global есть «устойчивые» инвестиции — это приложение для трейдинга в США Robinhood, необанк Chime и другие инвестиции в финтех, например, Revolut.
2. Telegram
Telegram выигрывает от локдауна, так как регулярное общение людей еще больше переходит в мессенджеры. Мессенджер помогает распространению информации о коронавирусе — oн верифицировал 17 официальных каналов, через которые министерства здравоохранения разных стран оповещают людей о мерах безопасности и числе заболевших.
3. Playrix
В период изоляции люди ищут себе новые формы доступного досуга — это резко увеличило спрос на видеоигры. На 26% c начала года выросла стоимость акций Zynga, американской компании — аналога Playrix, поэтому есть все основания полагать, что бизнес братьев Бухманов будет процветать, пока большая часть мира будет на карантине.
4. RTP Global
Инвестиционный фонд RTP Global держит доли в компаниях, бизнес-цикл которых не сильно реагирует на мировые катаклизмы, — это онлайн-кинотеатр ivi.ru, софтверная компания Datadog, которая в 2019 году вышла на IPO, картографические сервисы 2GIS.
5. Revolut
Revolut и так был востребован, а текущая ситуация с коронавирусом только усиливает переток пользователей операций в удобные online-only финансовые сервисы. Локдауны в европейских странах заставят людей еще больше сталкиваться с ограничениями традиционных банков, многие процессы которых по-прежнему завязаны на физическом посещении отделений. В результате клиенты будут еще активнее переходить в необанки вроде Revolut, Monzo, N26 и т. д.
(Доходы «Яндекс» подвержены рискам: больше 60% выручки приходилось на рекламу, еще 23% — на такси. Инвестбанк UBS прогнозирует падение выручки компании на 2% по итогам 2020 года, что произойдет впервые за 12 лет).
Алкоголь (дистрибуция и производство)
1. Сети «Красное & Белое», «Дикси», «Бристоль», ДКБР Мега Ритейл Групп, группа SPI
Если посмотреть на прошлые кризисы, то рост потребления алкоголя населением России наблюдался в течение года-полутора до момента начала адаптации. Вызвано это ростом стресса, связанного с увольнениями и денежными проблемами.
В последнюю неделю марта люди активно закупались алкогольной продукцией на период изоляции. И если на первую неделю апреля пришелся спад 20-30%, так как у населения сформировались запасы, то на второй неделе снова наблюдался рост продаж.
Сейчас растет потребление пива. Причины в том, что это недорогой напиток и многие люди, перейдя на удаленную работу, закупили целые ящики. Пиво можно пить в течение дня, сильно не пьянея и сохраняя работоспособность. В то же время многие крепкие напитки, кроме водки, подорожали из-за ослабления рубля.
В итоге средний класс будет переходить постепенно к товарам подешевле, то есть к российскому производителю, а незащищенные слои населения увеличат потребление контрафакта.
«Красное & Белое» предлагает не самую дорогую продукцию, около 80% ассортимента — российская продукция, поэтому у них можно ожидать рост потребления. Но давящий фактор — сложности с логистикой, с которыми сталкивается не только «Красное & Белое», но и весь ретейл.
Группа SPI, которая владеет марками водки «Столичная» и «Московская», также скорее всего станет бенефициаром коронавируса. Многие бренды группы приходятся не на высокий сегмент, к тому же бизнес группы хорошо диверсифицирован на международном уровне — на долю России приходится около 10% продаж.
Удобрения
«Фосагро», «Еврохим»
Спрос на используемые в сельском хозяйстве удобрения будет сохраняться. Его могут подстегнуть вспышки голода в некоторых регионах, которые вынудят обрабатывать новые почвы более интенсивно и, соответственно, больше удобрять их.
В наибольшем выигрыше компании, которые сконцентрированы на производстве фосфатов. Из российских крупных производителей это «Фосагро». На такие удобрения сейчас спрос, потому что европейцы с 2020 года ограничили использование удобрений с высоким содержанием токсичного тяжелого металла — кадмия. Большая часть зарубежных производителей имеет проблемы с повышенным содержанием кадмия в фосфатах, а в российской продукции его содержание ниже требований европейских регуляторов, поэтому спрос на российскую продукцию может расти.
У компании «Еврохим» ориентация на калийные удобрения, хотя и фосфаты в производстве тоже присутствуют. Но калийные удобрения сейчас не в цене ($245 за тонну хлорида калия) в силу избытка предложения, возникшего на рынке в 2013-2014 годах.
Золото
Полюс Золото, Южуралзолото
Золото — защитный актив в период кризиса. У «Полюса» огромные запасы, с которыми компания переживет любой кризис. Месторождения у крупнейшего в России золотодобытчика разбросаны по стране, работа ведется вахтовым методом, и это в случае необходимости позволит компании купировать отдельные очаги возникновения инфекции. Если заболеют сотрудники в одну смену, то их можно отправить на карантин и перевести других людей на объект.
Что касается «Южуралзолота», то формально это тоже устойчивое предприятия, но в последнее время оно консолидировало новые структуры, в том числе Petropavlovsk, и есть риск, что они не успели интегрироваться полноценно.
Телеком
МТС Телекомы на сегодняшний день являются защитным активом, особенно в России. Доля расходов россиян на связь небольшая в структуре доходов домохозяйств, но потребность в услугах связи сейчас растет из-за перехода офисов на удаленную работу. МТС — один из лидеров рынка в сегменте мобильной связи, а также фиксированной связи. Его финансовые показатели одни из лучших на рынке с точки зрения долговой нагрузки, свободного денежного потока, который позволяет обслуживать долг и выплачивать акционерам дивиденды. Чистый долг МТС — 280,5 млрд рублей, что эквивалентно 1.5 EBITDA за последние 12 месяцев — это самый низкий показатель на рынке телекома.
Фармацевтика
«Фармстандарт», «Р-Фарм»,«Протек»
При анализе бизнес-моделей фармацевтических компаний нужно смотреть, какая доля бизнеса приходится на розничные продажи в аптеках, а какая — на госконтракты. На тех, кто заточен под розницу, будет влиять падение доходов населения, а на компании, работающие с государством, — другие факторы. На госсегмент у «Р-Фарм» приходится 96% продаж, у «Фармстандарта» — 60%, у «Протека» — 35%.
Люди, особенно страдающие хроническими заболеваниями, закупились в аптеках лекарствами перед первой нерабочей неделей, после чего в рознице началось падение продаж. На неделе с 30 марта по 5 апреля было драматическое падение розничных продаж в аптеках на 25% к предыдущим семи дням, на неделе с 6 по 12 апреля падение продаж продолжилось и составило 12%.
Растут продажи противовирусных препаратов. Хорошо продаются безрецептурные противотревожные препараты.
Российские производители лекарств используют импортные субстанции, иностранное оборудование, некоторые закупают за рубежом еще и упаковки. Крупнейшие российские производители лекарств, в том числе «Фармстандарт», уже заявили Минпромторгу о возможном прекращении выпуска ибупрофена, парацетамола и других жизненно важных препаратов из-за веской причины — отрицательной рентабельности их производства.
Что касается госсегмента, то назвать эту гавань абсолютно тихой для отрасли тоже нельзя. Новое ценовое регулирование на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может существенно изменить позиции компаний на фармацевтическом рынке. Хотя в 2019 году государственный сегмент существенно увеличил свою долю. И в первую очередь это связано с дополнительным финансированием онкопрограмм (эти программы не ограничатся одним годом) и расширения программы «Семь высокозатратных нозологий».
P.S. Какие из указанных компании Вы считаете выйдут из кризиса наиболее окрепшими?
У какие из этих компании Вы считаете имеет смысл инвестировать?