Блог им. vds1234

🏠 Недвижимость против акций и облигаций: куда выгоднее инвестировать (данные за 23 года)


Добрый день, друзья!

Представьте: вы купили квартиру более 20 лет назад. Сегодня она не только выросла в цене, но и всё это время приносила вам арендный доход. А теперь сравните с теми, кто вложился в акции или облигации. Кто оказался в выигрыше?

Свежие данные Росстата за 2025 год
🏠 Цены на вторичное жильё в РФ выросли на 4%
📈 Индекс акций МосБиржи (с дивидендами) вырос на 3%
💰 Индекс гособлигаций – прирост на 23% (рекордный год благодаря снижению ставки ЦБ!)

На первый взгляд, облигации «побеждают». В то же время, мы с Вами знаем, что инвестиции — это марафон, а не спринт. Чтобы оценить долгосрочную доходность, нужно смотреть намного дальше.

С акциями и облигациями всё понятно: для оценки их доходности применяются индексы полной доходности (MCFTR и RGBITR). В них учтены и дивиденды, и купоны.

А с недвижимостью – засада. СберИндекс и статистика от ДОМ.РФ учитывают только цену квадратного метра. Они не включают аренду. А аренда – это те же дивиденды (только с протекающим краном и звонками от соседей 😊).

Поэтому мы взяли данные Росстата по вторичке (по всей России), добавили среднюю арендную ставку (около 4% годовых чистыми после вычета ремонтов) и посчитали полную доходность жилой недвижимости.

🏠 Недвижимость против акций и облигаций: куда выгоднее инвестировать (данные за 23 года)
Сравним полученную доходность недвижимости с акциями и облигациями (MCFTR и RGBITR). Итак, барабанная дробь… Кто финишировал первым?

Большая картина: среднегодовая доходность за 23 года (2003–2025)
🥇 Акции (MCFTR): 14,6% годовых. Максимальная доходность и максимальная волатильность.
🥈 Жилая недвижимость (цена + аренда): 12,9% годовых. Доходность почти как у акций акции, при этом полёт очень плавный, без воздушных ям.
🥉 Гособлигации (RGBITR): 9,1% годовых. Надежно, скучно, стабильно.
Для сравнения: среднегодовая инфляция за 23 года составила 7,5%.

Вывод простой: недвижимость почти догнала акции, а по сравнению с облигациями – недвижимость просто ракета. При этом недвижимость значительно опережает инфляцию.

⚖️ Риски: недвижимость спокойнее акций в 3 раза!
Опытные инвесторы знают, что доходность актива это всего лишь половина правды. Важно оценивать и волатильность котировок – насколько сильны просадки: 

Актив

Стандартное отклонение

Максимальное падение

📈 Акции

40%

−67% (2008), −37% (2022)

🏠 Недвижимость

13%

−11% (2009)

💰 Облигации

12%

−14% (2011)


Давайте посмотрим как вели себя эти активы с 2003 по 2025 годы.

🏠 Недвижимость против акций и облигаций: куда выгоднее инвестировать (данные за 23 года)

Акции – это русские горки: в 2008 улетели в пропасть, в 2022 — еще одна яма. Недвижимость же – это как ехать по хорошей дороге: случаются небольшие кочки, но без экстрима и глубоких ям.

Более того, тот бешеный рост акций в 2019–2021 годах сейчас выглядит как типичный «перегрев», после которого всегда следует падение.

Итак, недвижимость по риску близка к облигациям, а по доходности – к акциям. Выглядит как «идеальный актив». Если недвижимость такая крутая, почему весь мир не скупил квартиры? В чём подвох?

⚠️ Инвестиции в недвижимость – не для ленивых

Подвох в том, что покупка недвижимости – это «реальная» инвестиция, для которой характерны «реальные» риски:
● Нужно иметь 5–10 миллионов, чтобы купить недвижимость. С акциями можно начать с 1000 рублей.
●   Рост цены квадратного метра – «бумажный», пока вы не продали квартиру. Акции вы всегда можете продать за секунду и получить кэш. Квартиру будете продавать месяцами.
●   Сдать квартиру в аренду – это личная работа инвестора. Это поиск арендаторов, это «Ой, а у нас унитаз сломался», это налоги и риски. Акции не звонят в 2 часа ночи с сообщением, что лопнула труба.
● Сделки с недвижимостью – дорогое удовольствие. Потребуются услуги риэлторов, юристов, содержание жилья и т. п. Комиссия брокера по сравнению с этими издержками – сущие пустяки.
● Недвижимость – не терпит суеты. Вход сюда минимум на 5 лет. Ипотечная первичка быстро превращается во вторичку и выгодно перепродать её через 2-3 года почти невозможно.
●   Мы считали доходность для «своих» денег. Если вы берете квартиру в ипотеку, то при высоких ставках доходность легко уходит в минус.

👉 Для того, чтобы получить высокую доходность недвижимости нужно сдавать квартиру в аренду и продать её через 10-15 лет. Иначе высокой доходности от инвестиций в недвижимость Вам не видать. 

2.3К | ★6
30 комментариев
Друзья, какой актив Вы считаете наиболее доходным?
Воронов Дмитрий, смотрите, в июне 1998 года покупаете еврооблигации RUS-28 с купоном 12,75% годовых в долларах со сроком погашения в 2028 году по курсу доллара 6,19 руб и даже не нужно пытаться сравнивать с доходом от недвижимости.
Воронов Дмитрий, 
Портфель ростовщика — для тех кто хочет спать спокойно
smart-lab.ru/blog/1052273.php
avatar
Спасибо за статью. Было бы интересно ещё с золотом сравнить
Olga Tretyakova, золото обгоняет и то, и другое на длинных промежутках времени. И самое главное, что золото в отличии от акций не может обнулится или заморозиться, если только это физ металл. Ликвидность у золота даже лучше чем у акций не говоря уже о недвижимости. Одна незадача, золото сейчас на ист хаях.
avatar
Olga Tretyakova, хороший вопрос. Доходность золота в рублях за последние 20 лет превышает 17% годовых, что значительно опережает и акции, и облигации, и недвижимость. 

В то же время, золото не имеет «внутренней» стоимости, в силу чего обладает низкой капитализацией в данной статье не рассматривалось (равно как биткойн). 
Воронов Дмитрий, уберите последний год, который очень маловероятно повторится в будущем и все станет сильно хуже
avatar
Воронов Дмитрий, и мороки с золотом нет. Особенно на омс. Кто купил в 2018 году получил 400%
Воронов Дмитрий, да ну, когда это золото стоило как банка тушенки?)
Золото всегда было ценностью
Olga Tretyakova, золото это на поколения, на короткой /средней дистанции не вариант, если не считать вспышку прошлого года)
avatar
Тут вопрос лишь в том, в чем вы больше компетентны. На мой взгляд, акции в разы более рисковый инструмент. Но и там, и там важны две вещи — точка входа и точка выхода. Что в итоге будет доходнее, зависит от ваших знаний в данных вопросах и фарта. Второе особенно значимо в акциях и в акциях РФ это самое важное:)))
avatar
У такого актива, как Акции, Вы рассмотрели вложение в Индекс, т.е. с полным отсутствием суеты. Если таки добавить к Акциям немного суеты (т.к. в сценарии с Недвижимостью она априори существует), то есть вероятность получения более высокой доходности в Акциях (не без риска, конечно).
avatar
variantolog, согласен. Предлагайте бенчмарк (чтобы существовал с 2003 года). 
Воронов Дмитрий, 




avatar
Интересная статья, правда вечером в воскресенье не лучшее время по моему мнению
avatar
Dertysew, согласен. В будни работаю, поэтому проводить свои исследования могу только по выходным.
Несколько замечаний.
1) К сожалению, насколько я понимаю, вы посчитали доходность недвижимости с реинвестированием арендных доходов обратно в недвижимость. 
Не обладая очень большим капиталом это невозможно.
То есть реальная доходность недвижимости у обычного человека будет ниже.
2) Если заниматься сдачей в аренду самостоятельно, то это довольно хлопотное занятие, что подразумевает некоторые затраты своего времени на это. Данные затраты тоже можно перевести в деньги через расчёт средней стоимости часа сверхурочной работы — это дополнительные издержки, которые снижают доходность, хоть они и не явные.
3) Вы взяли для акций индекс MCFTR, доходность которого индексный фонд повторить не может (ввиду комиссий за управление). Если собирать индекс самостоятельно — доходность тоже будет ниже из-за налогов на дивиденды. Чтоб быть ближе к реальности, можно взять индекс MCFTRR.
4) В целом, акции и недвижимость, сдаваемая в аренду — это про бизнес, поэтому доходность данных инструментов будет сопоставима.
5) Волатильность недвижимости может быть не ниже волатильности акций. Просто она не так явно проявляется (нет мгновенных котировок). Симптом данной волатильности — время, которое требуется, чтоб продать объект. Поясню: если времени требуется много, это значит, что реальная рыночная цена на данный момент гораздо ниже. Но явно это не проявляется — объявление ведь висит и висит с одинаковой ценой. А если квартиры уходят мгновенно, то это значит, что реальная рыночная цена куда выше.

А, в целом, спасибо за статью.
Сдать квартиру в аренду почти невозможно, это прямо для совсем профессионалов. Из нескольких тысяч (ТЫСЯЧ, НЕ ОПЕЧАТКА), оформленных мною договоров сдачи жилых помещений, аренда это всего лишь от силы 1%, остальное всё, в силу ч.2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 671 Гражданского кодекса, всё таки найм, и квартира почти всегда сдаётся внаём. Договор аренды, если физлицо является арендатором, ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ НИЧТОЖНЫМ, и не существует ни одного случая, чтобы суд признал физлицо Арендатором жилого помещения. Про особенности налоговых отношений уже неоднократно здесь писал, т.к. согласно НК РФ арендодатель НЕ ВСЕГДА является плательщиком налога, но, к сожалению, не все это знают и понимают.
И да, статья 5 ГК РФ запрещает заменять слово «найм» на слово «аренда» в силу каких либо привычек или потому что так типа удобно. Это как называть корову самоваром, у аренды и найма совершенно разная правовая природа.
Лично я, кроме геморроя, ничего полезного от сдачи квартиры не вижу, но бывает и по другому, наверное.
avatar
SAA, можно сдавать квартиру без ремонта. Пока объект растёт в цене (в рублях) сдача может приносить небольшой доход. Покупать объект, делать ремонт, обставлять его мебелью и техникой, чтобы сдать — нонсенс.
avatar
all silver, кому? Цыганам?
all silver, практический не возможно, наоборот при грамотном финале об«екта  доход будет Х2.
avatar
SAA, да точность нужна между наймом и арендой, но на разговорном можно и не заострять. Признать физ лицо арендатором можно, если за него платит работодатель и в договоре написано не найм а, аренда.А вот арендодатель не всегда является платильщиком налога, как это, в кратце поясните пожалуйста, может я что то пропустил) 
avatar
По мне, так это разный класс активов. Их нет смысла сравнивать. Земля и недвижимость, это то, что отбирают только в результате революции. В 1917 отобрали. Ценные бумаги и деньги — это то, что отобрать очень легко. Дефолт или инфляции и ваши бумаги/денежки стали фантиками, 1998 год — снова здравствуйте. Акции — это нечто такое, похожее на воздушный зефир, оно вроде как есть, и тут же его нет. Акции Газпрома тому пример. От миноритарного владельца акций решение о выплате дивидендов никак не зависит, а упование на чью-то добрую волю — ну такое себе. На самом деле, вопрос-то очень сложный «во что вкладываться». И государство у нас ответа на него не даёт. Золото? Так потом поди попробуй продать. Ценные бумаги? На долгое время (от 5 лет и выше) это только ОФЗ. Государство в любой момент может сказать, ой, всё, денег нет. Недвижимость видится этаким островком благополучия на очень длинной дистанции. Растёт в цене? Да. Можно сдавать в аренду? Да. Вопрос — а сколько срок годности у этой самой недвижимости? Что-то старые панельки не особо в цене. А новое — есть вопросы по качеству. Загадывать на 30 лет вперёд — а будет ли купленная недвижимость в хорошем состоянии, вопрос вопросов. В общем, пока видится, что недвижимость — это то, что позволит сохранить накопленное.
Сергей Семененко, акции не станут фантиками ни при инфляции ни при гиперинфляции. От этих рисков пострадают только облигации.
avatar
MatadOne, так новые панельки такое же дерьмо. Беру только кирпич
MatadOne, какой сейчас % годовой доходности на мамбе? -12,8 % цифры говорят за нас)
avatar
Ещё 1 аргумент есть против недвижки: мы берём среднее в расчётах. Но думаю что по разным регионам рост отличается сильно. Кто то ведь и в Мариуполе инвестировал в квартиру. То есть чтобы держать некий аналог индекса акций нужна сумма позволяющая купить условный десяток квартир. А это уже серьёзный капитал. А ещё есть проблема с точками начало и конца отчета. Возьми мы заточку конца отчёта 2021 и доходность акций будет куда выше. Ну или возьми мою точку отсчёта рядом с пиком перед кризисом 2008 года- будет пропущен бурный рост и доходность упойдёт.

И вот какие тайминги брать корректно это вопрос. Разве что посчитать сотню таймингов рандомона и взять медиану.
Ну и из доходности недвижки корректно порядка 1% вычесть как минимум на ремонт и простой после того как арендаторы съезжают. Кто занимается арендой могут подсказать точнее
avatar
Яндекс аренда на хэджтрует часть рисков вперёд на себя общение с арендаторами и их поиск беря процент каждый месяц арендной платы. Корректно было вычесть его. Исходя из того что мы предполагаем что либо человек это платит кому то либо осуществляет труд этот сам. Он тоже стоит денег
avatar
Конечно недвижимость, молодцы что показали это на цифрах, понравился ваш юмор про найм «акции не звонят в 2 часа ночи с сообщением, что лопнула труба», видимо  имели с ней дело? Но и в 4утра может поступить известие, которое на годы отбросит результаты по мамбе. Вклады еще бы сравнить.Сейчас уже не так выгодно туда идти, с льготкой еще можно попробовать или капитал разросся, что надо и ей место подыскать.Вход можно сделать  и с 1млн на кладовку или гараж, для пробы. Вообще каждый выбирает по себе, я выбрал и не жалею.
avatar
Гуглите Йошкар-Ола город, недвига стабильно растёт уже 6 лет, два года назад чел купил квартиру за 5600 на той неделе продал 7900, даже депозит 17% + не догнал, семейка сво выплаты делают свое дело
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
GBP/USD: «Старый джентльмен» поймал попутный ветер
«Кабель» оттолкнулся от пробитого нисходящего канала, сформировав при этом свечную модель «Бычье поглощение» (хотя, учитывая вторую свечу в виде...
Фото
Всё выше. Или как изменились средние доходности облигаций (по рейтингам) за неделю
Всё выше и выше, и выше. Средние доходности облигаций в зависимости от рейтинга (бледные столбцы — доходности без сглаживания). И как они...
Фото
Mozgovik Weekly. Комментарий по ключевым новостям недели.
Здравствуйте! Комментарий по ключевым событиям недели.  Сбербанк показал сильные результаты за январь 2026 года: рост прибыли обеспечен...
Фото
Интер РАО. Неужели дивиденды будут минимальными за 3 года? Обзор производственных результатов и отчета РСБУ за Q4 2025г.
Вышел отчет по РСБУ за Q4 2025г. от компании Интер РАО: 👉Выручка — 15,49 млрд руб.(-14,0% г/г) 👉Себестоимость — 12,79 млрд руб.(-10,8%...

теги блога Воронов Дмитрий

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн