Блог им. Koleso

Конец сделки ОПЕК+ был неминуем и у выхода России из сделки есть причина

Конец сделки ОПЕК+ был неминуем и у выхода России из сделки есть причина

 Сокращение глобальной доли ОПЕК вместе с снижением спроса обессмысливало сдерживание добычи. Коронавирус лишь приблизил этот момент.

Стрессовый эффект вызывает сочетание краткосрочных факторов (эпидемии коронавируса, замедлении китайской экономики) с долговременными трендами, которые в ближайшие годы серьезно перекроят нефтяной рынок.

Речь в первую очередь идет о превращении США из нетто-импортера в нетто-экспортера нефти. Формально это произошло в минувшем сентябре, когда экспорт США превысил импорт впервые за более чем 45 лет статистических наблюдений.

Конец сделки ОПЕК+ был неминуем и у выхода России из сделки есть причина

Столь масштабный сдвиг во многом связан с отменой в декабре 2015 года эмбарго на экспорт нефти из США (установленного в уже далеком 1975-м), приведшей к стремительному росту экспортных поставок: в декабре, их объем достиг 3,7 млн б/с, что лишь в полтора раза ниже прошлогоднего среднесуточного экспорта нефти из России (5,3 млн б/с, согласно данным ЦДУ ТЭК), хотя еще в 2017-м эта разница была более чем четырехкратной (5,2 млн б/с против 1,2 млн б/с).

 Войти в число крупнейших экспортеров нефти, не только опередив Россию, но и приблизившись к Саудовской Аравии (7,4 млн б/с, за 2018 год), США пока не позволяет дефицит экспортной инфраструктуры — трубопроводов, необходимых для транспортировки нефти из районов сланцевой добычи к побережью Мексиканского залива, и нефтеналивных терминалов, которые бы могли обслуживать танкеры грузоподъемностью около 2 млн баррелей нефти.

В 2020 году, в случае реализации всех заявленных проектов (Voyager Pipeline, Red Oak Pipeline, Red River Pipeline и др.), мощность трубопроводов для транспортировки нефти к побережью Мексиканского залива увеличится на 2,4 млн б/с. Вырастет и мощность экспортных терминалов.

Расти будет и добыча — с 12,24 млн б/с в 2019 году до 13,2 млн б/с в 2020-м и 13,56 млн б/с в 2021-м. Это не только увеличит американский экспорт, но и с высокой вероятностью снизит долю ОПЕК в глобальном предложении, составлявшей в декабре 2016-го, на момент заключения первой сделки, 38,7%, а в минувшем феврале упавшей до 33,3%. 

Схожий — пусть и меньший — эффект возымеет наращивание добычи и в других странах, не входящих в состав картеля.

В частности, в Бразилии, где за 2018-2025 годы добыча вырастет более чем на 40% (с 2,7 млн до 3,9 млн б/с) в основном за счет глубоководных месторождений.

Рост добычи в Норвегии (с 1,9 млн до 2,4 млн б/с за тот же период), который будет обеспечен главным образом шельфовым месторождением.

При этом, согласно тому же базовому сценарию, в развитых странах уже в ближайшие годы начнет сокращаться спрос на нефть: в Европейском Союзе, с учетом Великобритании, с 2018-го по 2025 год он упадет на 1 млн б/с (с 11,1 млн до 10,1 млн б/с), в Японии — на 0,6 млн б/с (с 3,6 млн до 3 млн б/с), а в США — на 0,1 млн б/с (с 18,5 млн до 18,4 млн б/с).

Сильнее всего потребление «просядет» в жилищном секторе и на транспорте.

Локомотивом спроса останутся Китай и Индия, однако их суммарное потребление замедлится: если в период с 2018-го по 2025 год оно будет ежегодно расти в среднем на 0,5 млн б/с, то в 2025-2030 годы — на 0,4 млн б/с. В отличие от развитых стран, здесь драйвером торможения будет являться промышленность, прирост спроса со стороны которой в Индии замедлится с 16% в период с 2018-го по 2025 год до 8% с 2025-го по 2030-й, а в Китае в обоих случаях и вовсе снизится на 4%.

В этой ситуации худшая стратегия — сидеть и ждать, когда сдерживание предложения потеряет всякий смысл, наблюдая при этом за утратой собственной доли на рынке. Так это уже произошло 35 лет назад с ОПЕК, чья глобальная доля с 1981-го по 1985 год снизилась с 37% до 28% из-за усилий Саудовской Аравии, сократившей тогда добычу почти в три раза (с 10,3 млн до 3,6 млн б/с). Котировкам Brent это не помешало за тот же период снизиться почти на 20%, с $56,2 до $45,8 за баррель (в ценах 2010 года), что вынудило саудовцев осенью 1985-го отказаться от попыток искусственно поддержать цены.

Ровно тот же сценарий ожидал бы и сделку ОПЕК+, тем более что потенциал для наращивания поставок есть также среди бывших и нынешних участников соглашений — Ирака, который, по базовому прогнозу МЭА, к 2025 году может нарастить добычу на 13%; Венесуэлы и Ирана, суммарный морской экспорт которых под влиянием санкций за прошедший год снизился более чем втрое (с 2,4 млн б/с в феврале 2019-го до 0,7 млн б/с в феврале 2020-го); и, наконец, России, которая может увеличить добычу за счет месторождений «Лукойла», «Газпром нефти» и «Роснефти».

Именно поэтому российские нефтяники без особого энтузиазма относились к сделке ОПЕК+, не единожды предлагая отказаться от соглашений. В этом, пожалуй, было здравое зерно: как и в середине 1980-х, у политики сдерживания добычи рано или поздно наступил бы временной предел, преодоление которого неизбежно повлекло бы за собой убытки. И паника, возникшая на рынках из-за эпидемии коронавируса, этот предел лишь приблизила, но не изменила выбор для участников сделки — либо ужасный конец, либо ужас без конца. А потому не так уж и плохо, что в переговорах с ОПЕК российская сторона первое предпочла второму.

Новости бизнеса, инвестидеи, новинки бизнес-книг и умное кино t.me/kudaidem 
Анонсы деловых событий Москвы t.me/SmartEventMos

P.S. Как Вы считаете нужно было все же остаться в стедке ОПЕК+?

★2
60 комментариев
Честно? Мы много не знаем, но что то мне подсказывает, что мы туда через несколько лет вернемся, но уже на других правах!!!
avatar
Shmulia, вернёмся когда там будут американцы 
avatar
Lekrus, Да похоже на то. кажется, что первыми попросят возродить, но уже с их участием в квотах.
avatar
Почему-то все защищают политику Путина на увеличение продажи нефти из нашей России. А не он ли обещал снизить зависимость экономики страны от нефтяного экспорта? И все вроде за это. А сейчас всё позабыли и начали меряться неизвестно чем с американцами, кто дешевле природные богатства продаст. А между прочим природные богатства-то не путинские, а народные.
avatar
Игрь, да, вот мнение одного уважаемого человека :

«Но есть одно мааалееенькое такое НО: не только у РФ есть суверенный фонд и резервы… У Саудитов денег больше, чем у РФ, а у Китая вообще денег столько, что уже „куры не клюют“. Т.е. можно затянуть противостояние и посмотреть, у кого „держалка крепче“.
avatar
owl-ural, Про китай и их ЗВР можно подробнее?
Какая часть из них в бумажках?
А у кого больше на душу населения? У нас или Китая?
А золота на душу населения у кого больше?
то то.
Напоследок вопрос: Кто производит то, от чего в кризис можно отказаться? Кто экспортирует то, от чего в кризис не отказываются (продукты, энергия, оружие)???
avatar
Shmulia, 
Дата выпуска Время Факт. Прогноз Пред.  
07.03.2020 10:00 3,107T   3,115T  
07.02.2020 09:00 3,088T 3,100T 3,108T  
07.01.2020 12:00 3,108T   3,096T  
07.12.2019 11:00 3,096T   3,105T  
07.11.2019 11:00 3,105T   3,092T  
08.10.2019 11:00 3,092T   3,107T  
avatar
owl-ural, ЗДОРОВО!
Сам против себя и тиснул цифры.
Образование какое? А есть?
Если ЗВР выше в 5 раз, а население в 10 раз, то это как?
а по золоту еще лучше.

Блинннн. Откуда вы такие беретесь только?
avatar
Shmulia, все берутся из одного места. Хочешь о моем образовании поговорить ?  Серьезно ?
ЗВР на душу населения сравнить ? 
avatar
owl-ural, Я разговариваю или со стенкой или с идиотом! Вы говорите, что у них денег навалом? Как бы вам попроще то?
О! Представьте семью из трех человек и общая зарплат 100р и семью из 30 человек и общая зарплата 500р. У кого денег больше? Не вкурил?
А если еще в большой семье кого то планируют уволить? В Китае же даже со снимков видно, что заводы стоят.
Тяжело с вами, либерастами упертыми и оболваненными.
avatar
Shmulia, Я мягко попытаюсь объяснить: мы говорим о сумме ЗВР, а не о доли на душу населения. Ферштейн?
ВВП бывает абсолютный, иногда считают на душу населения и т.д.
      А насчет денег-да абсолютно ты прав в этом: вот от экспорта нефти Россия получила в 2019 г. 120 млрд.дол., а после разрыва сделки, возможно, эта сумма станет  70 млр.д.
Что лучше для большой семьи 120 м или 70?
avatar
owl-ural, По первому? Так у кого денег «куры не клюют»? У России или Китая?
По второму. Почему? Было 40 цена стала 30, можем качать больше. Так может 100-110 (я считал)? Курс на 10% подняли. В бюджете тоже самое. Теперь не дать ценам вырасти (недаром Магниты под контроль брали, а Пятерочка давно под контролем) и вуа-ля! Внутри никто не заметит, а СА и пиндосам потяжелее будет, особенно арабам.
avatar
Shmulia, Шмуля! Ты мужик в возрасте. Я с тобой пытаюсь уважительно разговаривать, хотя и я не малец. Поверь. Но вот показываю белое, а ты говоришь, что черное? Как быть? Как мне с должным уважением с тобой арифметику обсудить ?
Россия продавала нефть по средней цене 62+ дол в 2019г.
Из за срыва сделки эта цена может стать в среднем 30 (40,20-никто сейчас не знает этого) То есть денег мы получим почти в раза меньше.
Качать сильно больше мы не можем. Ну на 300 т.б., пусть даже 500. Это около 10% от общего экспорта. Понимаешь, что 10% физического обьема не компенсируют снижения почти в 2 раза?
avatar
owl-ural, а внутренние цены на нефть какие? а то может пропорции уменьшат общую цену продажи…
avatar
Двоечник, а вот эту статистику не видел. Но здесь важна именно валютная выручка, т.к валюта в страну поступает в основном от нефтегаза.
Цены на трубопроводный газ к нефти привязаны с лагом в 6 мес, это спотовые сейчас дешевые.
avatar
owl-ural, если экспорт и внутренние поставки 50/50… то внутренние цены так не падают, как и не растут.
avatar
Двоечник, как то сглаживает, да. Но речь о поступлении валюты.
Для импорта, оплаты процентов и т.д. нужна валюта
avatar
Shmulia, не очень понимаю вопрос, что значит можно отказаться в кризис ?
Китай крупнейший экспортер планеты, мировая фабрика на сегодня.
От их продукции не отказываются )))
avatar
owl-ural, ДА????? Точно? А почему заводы останавливаться стали?
Гы Гы!!!
avatar
Игрь, ты думаешь, что Путин все доходы от продажи нефти себе в карман складывает что ли? вся страна на эти деньги живёт, нефтедобытчики платят налоги в бюджет. эмоции думать не дают? 
avatar
Lekrus, так об этом и речь. При цене 30+ этих денег станет почти в 2 раза меньше, чем при средней 62 в 19 году
avatar
owl-ural, Да ты что? Экспортируем в год на душу населения на 700 (гугл в помощь). Это было 40тр приблизительно, а теперь будет 30. Это в два раза меньше.
В ГОД на 10.
avatar
Shmulia, да вот то. Цифры откуда такие ?
Экспорт нефти РФ в 2019г. :
http://stat.customs.ru

Сводная таблица за 2019 совокупно по всем поставщикам, результат за баррель  приведен с перерасчетом 1/0,1373 к тонне.

Названия строк Сумма по полю Стоимость, млн $ Сумма по полю Вес, тонн $ за баррель 
CN-КИТАЙ 33 192,03262 69 631 839,760 65,45
NL-НИДЕРЛАНДЫ 20 456,79405 45 211 619,194 62,12
DE-ГЕРМАНИЯ 8 312,80055 18 903 969,091 60,38
KR-КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА 7 595,06179 15 295 047,930 68,18
BY-БЕЛАРУСЬ 6 551,11388 18 035 466,415 49,87
IT-ИТАЛИЯ 6 339,28500 14 232 414,512 61,16
PL-ПОЛЬША 5 880,66412 13 319 850,767 60,62
FI-ФИНЛЯНДИЯ 4 353,37891 9 842 138,795 60,73
TR-ТУРЦИЯ 3 681,71089 8 155 092,224 61,99
JP-ЯПОНИЯ 3 218,10901 6 437 901,994 68,63
SK-СЛОВАКИЯ 2 174,93750 5 025 365,000 59,42
US-СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ 2 164,10021 4 733 872,503 62,77
HU-ВЕНГРИЯ 1 861,16055 4 321 508,000 59,13
CZ-ЧЕХИЯ 1 689,41381 3 822 206,000 60,69
BG-БОЛГАРИЯ 1 548,69856 3 516 225,298 60,47
RO-РУМЫНИЯ 1 395,68196 3 151 399,503 60,81
LT-ЛИТВА 1 327,09407 3 038 063,727 59,98
GB-СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 1 151,05171 2 390 604,019 66,11
IN-ИНДИЯ 1 101,22203 2 465 346,469 61,33
GR-ГРЕЦИЯ 1 033,88562 2 301 210,076 61,69
FR-ФРАНЦИЯ 847,66342 1 784 886,539 65,21
HR-ХОРВАТИЯ 741,95369 1 552 231,245 65,63
SE-ШВЕЦИЯ 737,16487 1 617 407,007 62,58
ES-ИСПАНИЯ 583,68997 1 233 275,866 64,98
PT-ПОРТУГАЛИЯ 498,71120 1 102 545,545 62,10
CA-КАНАДА 422,57674 947 014,119 61,27
MY-МАЛАЙЗИЯ 280,37425 568 732,909 67,69
SG-СИНГАПУР 262,04430 539 544,123 66,68
DK-ДАНИЯ 209,98741 454 584,179 63,42
LV-ЛАТВИЯ 199,02829 400 159,250 68,29
NZ-НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ 175,45974 350 594,220 68,71
TH-ТАИЛАНД 154,51348 300 102,379 70,69
AZ-АЗЕРБАЙДЖАН 114,53444 243 698,000 64,53
PH-ФИЛИППИНЫ 96,75523 200 103,031 66,39
MM-МЬЯНМА 55,94671 139 927,000 54,90
NO-НОРВЕГИЯ 42,47039 85 243,619 68,41
NNN-НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНА 39,07102 95 954,578 55,91
CW-КЮРАСАО 38,50526 100 114,766 52,81
CO-КОЛУМБИЯ 28,96416 54 958,000 72,36
KZ-КАЗАХСТАН 7,86205 25 902,470 41,67
KG-КИРГИЗИЯ 0,02530 61,795 56,21
Всего 120 565,49874 265 628 181,917 62,32
avatar
Однозначно нельзя было выходить из сделки на панике, именно сейчас. 
100 раз уже приводили данные, что большинство сланцевиков США это не остановит, у крупных добытчиков себестоимость низкая, более половины захеджировано как минимум до конца 20г. Все что может в добыче нарастить Россия сейчас, это 300 т.б. Роснефти. Стоили эти 300 т.б такого обвала ?
Средняя цена экспорта 2019г.-более 62 дол., сейчас добились 30+. Зачем?
avatar
owl-ural, ну с чего вообще все решили, что сегодняшнему обвалу способствовал отказ России сокращать добычу? Притянуто за уши.
Это отыграли еще в пятницу, обвал из-за других причин. Коронавирусная паника и последствия ее для экономики, настроения в Европе и США, вот в чем вопрос.
Нефть это следствие, а не причина.


avatar
Makc%, речь об обвале в нефте. На 30 % ничего ведь не валилось.
avatar
owl-ural, с чего Вы взяли, что это из-за того, что РФ отказалась сокращать добычу, в то время как другие наращивают?
Почему обвал индексов германии и франции? Из-за нефти? Ну не притягивайте за уши
avatar
Makc%, я пишу только об обвале нефти. с 54 она могла бы уйти на 50, допустим. Но не 30. Это уже из за разрыва соглашения
avatar
owl-ural, это уже из-за коронавирусной истерии. Иначе от чего падают французы и немцы?
avatar
Makc%, согласен, что доля падения нефти от истерии присутствует, и нефть, скорее всего бы все равно снижалась, но не 50% же за месяц
avatar
owl-ural, сам торгую нефть из-за того, что она, вроде как, не могла бы упасть как акции сбера в 14 году… но, как видим на рынке случается все.
Чешу затылок, чего делать, чтоб не прилипнуть в следующий раз. В этот раз свезло- в кэше я.
Не было бы вируса, истерики бы не было, было бы так, как Вы и говорите.
avatar
Путин решил всех нас утопить в своей жиже. Рубль > 80.
«Именно поэтому российские нефтяники без особого энтузиазма относились к сделке ОПЕК+, не единожды предлагая отказаться от соглашений.» — а Россия действительно сокращала объем добычи, кроме как на бумаге? И почему тогда экспорт нефти не падал?
avatar
Норвегия с Бразами качали без остановки,
но почему то к ним никто не лезет с воплями:
«Вы обвалили рынки!»
наконец та методичка от повара пришла… теперь заживем!
— Как выгоняете? За что? Что я такого сделал?
— Вы в бассейн писаете!
— Так ведь все писают!?
— Да, но только вы это делаете с вышки!!!
avatar
Именно сейчас не стоило выходить… В то время, когда экономики страдают от последствий вируса, это своими руками усугубить ситуацию… Если бы были рычаги отвязать нашу экономику от нефти, то данный ход мог бы оказать нужный эффект на экономическую ситуацию… Но что-то мне подсказывает, что у нас нет плана развития собственной экономики и модернизации производств в ближайшей перспективе((
avatar
А вы заметили, разница между WTI и бренд вообще ни о чём стала
avatar
Расчёт был именно на то, чтобы вытряхнуть лишние деньги с населения… Экономика США давно была перекуплена, и вот наступил подходящий момент снизить градус кипения… Ничего нового… Богатые становятся богаче, бедные-беднее… Классика жанра…Не рассматриваю экономику России отдельно от США… Так как сейчас производства очень сильно интегрированы… Допускаю даже сговор суперкорпораций для такого решения…
avatar
ivanov petya, Так у корпорации Россия и есть свой президент…
avatar
Нефть в рублях 2440 — экстремально низкий уровень для бюджета
Если память не изменяет, в бюджет заложена цена примерно на тысячу больше
avatar
От России разве депутат Милонов был?
avatar
Перепись клоунов в комментариях продолжается. Пикейные жилеты все знают, вот только почему-то их никто и никогда не спрашивает. «Путин ошибся», «России конец», «Не стоило сейчас»… Да, да, да… Вам от самих себя не смешно, господа всезнайкины?

P.s.«Где твоя Панамера, умник?»
avatar
Александр, ботан, давай расскажи нам всем о плюсах этой не сделки для населения??
avatar
ivanov petya, какой не сделки? Была сделка и РФ в ней осталась. Чего еще хотите?
Хотите сокращения? Тогда пусть сокращают все! 
Одни сокращают, в то время другие наращивают. Какой смысл? 
Пусть не наращивают, тогда и сокращать не надо.
avatar
Makc%, в смысле осталась?? С 1 апреля все в свободном плавании… Бедная Россия… Сократив добычу нефти на пару баррелей до завершения эпидемии привело бы страну к гибели… Ну-ну…
avatar
ivanov petya, а зачем России надо было сокращать? И почему именно ей, а не Норвегии или США? Чего свет клином на России сошелся? Чем мы обязаны тем, кто добычу наращивает?
avatar
Makc%, я не говорю, что Россия кому-то чем-то обязана… Но в такой момент разорвать соглашение наводит на мысль на сговор… Имхо…
Трамп ещё тот прохиндей… Сколько подрядчиков разорил, с кем работал, а свой капитал сохранил!!!
avatar
ivanov petya, даже и правильно если это сделано осознано. Дак ведь это и сделано осознано. Соглашение не разорвано, а не усугублено. Не усугублена ситуация, в которой Россией пользовались.
Разве виновата РФ в том, что когда Опек+ сокращали, США наращивала?
Так кто на самом деле презерватив-то?
Кто наращивал в угоду себе, когда другие сокращали для всех?

avatar
Makc%, повторюсь… Я не ищу виноватых… И как по мне, так одна шайка-лейка… Что главы корпораций России, что США…
avatar
ivanov petya, по мне разные и со своими целями, но, да- «шайки- лейки»
Остальные (обычные люди), что для тех, что для других- расходники.
avatar
Makc%, в том то дело. Те кто принимает решение, деньгами то обеспечены, как с той, так и с другой стороны.  Думаешь мне америкосы нравятся? Так нет. Просто мы с Вами в этой ситуации пострадаем существенно больше, чем они. Для них деньги нефтянки гораздо меньше значат, чем для нас. И у них бензин подешевеет, а вот у нас точно нет.
avatar
owl-ural, так оно канечно… но это не значит того, что следовало бы продолжать лить воду на чужую мельницу.
avatar
А куда, в какие страны США экспортирует нефть? Кто -нибудь знает?
avatar

может и так, но рублю жопа

но как нам известно псевдопатриоты и в этом случаи будут говорить что путин благо для России, он её спас, и великий руководитель… а доллар был 30 стал 70 а потом стал....200?

 

как думаете до каких цен нефть рухнет? 

avatar
 По настоящему всё это херня, что сделали шеломовские… во первых надо было сперва как-то поднять экономику, во вторых защитить рубль, в третьих сыграть  более хитрее… например мы снижаем добычу, если снизится добыча американцев, бразильцев,… т.е мы согласны на сделку, вся ответственность лежит на американцах, если они не снижают, то мы вынуждены то же не снижать…
avatar
Двоечник, американцы, бразильцы и норвежцы вообще не участвуют в ОПЕК+
avatar
Тигран, Я знаю… поэтому и указал что надо притянуть их за уши к этому делу)не хотят? сваливать всё на них.
avatar
Безграмотная статья. В США есть и импорт и экспорт нефти. А вот чистый экспорт неотличим от нуля. Все что производят — сами потребляют. И это уже вряд ли получится изменить демпингом.
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн