27 сентября 2018
Импортные пошлины на алюминий, введенные администрацией Дональда Трампа, имеют целью повысить прибыли американских производителей. Однако очередной шаг администрации – санкции против российского алюминиевого гиганта «РУСАЛ» и его основателя Олега Дерипаски – имеют обратный эффект.
Эти санкции подтолкнули вверх цены на ключевой компонент в производстве алюминия – глинозем, ударив по прибылям американских производителей, считают аналитики и производители алюминия. Чтобы выплавить 1 тонну алюминия, требуется примерно 2 тонны глинозема, и компании, которые ранее закупали этот белый порошкообразный материал у Объединенной компании «РУСАЛ», производящей 6% глинозема в мире, теперь пытаются договориться о поставках с другими производителями, сужая ограниченное предложение.
Производственные ограничения на крупнейшем в мире заводе по переработке глинозема в Бразилии и забастовка работников алюминиевого гиганта Alcoa Corp. также подталкивают вверх цены на глинозем. К середине сентября цена глинозема выросла примерно на 60% к прошлогоднему уровню до 625 долларов за метрическую тонну, согласно данным лондонской компании CRU Research, занимающейся аналитическими исследованиями сырьевого рынка.
Поставки глинозема «действительно ограничены по всему миру, и производители подчищают последние запасы», — заявил Ами Шивкар, аналитик консалтинговой фирмы Wood Mackenzie.И хотя высокие цены на глинозем пока не привели к повышению цен на алюминий, по мнению аналитиков, это, вероятно, произойдет к началу следующего года. В результате вырастут цены на целый ряд продуктов, от автомобилей до пивных банок. По прогнозу BMO Capital Markets, средняя цена алюминия на Лондонской бирже металлов составит 2182 доллара за тонну в 4-м квартале 2018 года и вырастет до 2314 долларов в 2019 году.
Century Aluminum Co., крупнейший производитель алюминия в США, опережающий Alcoa, заявил на конференции по финрезультатам в августе, что хотя тарифы новой администрации увеличили прибыль, компания ожидает, что более высокие цены на глинозем сократят ее скорректированную прибыль в 3-м квартале на 35-45 млн долларов.
Проблема таких производителей алюминия, как Century, заключается в том, что, несмотря на рост цены глинозема, цены на алюминий остаются относительно стабильными. К середине сентября алюминий на Лондонской бирже металлов подешевел примерно на 3% к прошлому году до 2050 долларов за тонну, согласно данным CRU. Цена глинозема как процент в цене на алюминий в этом месяце достигла исторического максимума в 31% против 16% годом ранее, согласно CRU.
Цены на глинозем опустились ниже 600 долларов за тонну после того, как администрация Трампа частично смягчила санкции против «РУСАЛа» на прошлой неделе, позволив компаниям заключать новые контракты на поставку с российским производителем. Однако цены остаются высокими по историческим меркам.
Глинозем стал главной статьей затрат производителей алюминия, опередив электроэнергию, используемую в производстве, указывают аналитики.
Согласно данным BMO, общемировое производство глинозема для выплавки алюминия, исключая Китай, который обычно потребляет почти весь производимый им глинозем, как ожидается, упадет ниже 50 млн тонн в этом году – наиболее низкого годового уровня за последние 10 лет. Рост предложения в следующем году, как ожидается, обеспечит запуск перерабатывающего завода Emirates Global Aluminium мощностью в 2 млн тонн, однако на данный момент поставки ограничены, указывают аналитики. В 2018 году Китай начал экспортировать больше глинозема, чем обычно, воспользовавшись повышением цен, указывает CRU.
Алюминиевые заводы зависят от регулярных поставок глинозема и обычно имеют запасов не больше, чем на 2 недели производства. Сбои в сети поставок быстро приводят к повышению цен. Глинозем является продуктом переработки бокситов, добываемых такими компаниями, как Rio Tinto PLC и Alcoa.
Те производители алюминия, которые сами продают глинозем, например, Alcoa, не так зависимы от скачков цен на этот металл. В июле Alcoa заявила, что импортные тарифы давят на ее прибыль, поскольку она зависит от импорта из Канады, на который эти пошлины и были нацелены.
Проблемы на этом рынке начались с крупнейшего в мире завода по переработке глинозема — Alunorte в Бразилии. Этот завод, принадлежащий норвежской Norsk Hydro ASA, работает на 50% своей мощности начиная с 1 марта, когда проливные дожди заставили правительство опасаться загрязнения вод.
В апреле администрация Трампа ввела санкции против «РУСАЛа», одного из крупнейших производителей глинозема в мире. Министерство финансов США дало компании время до ноября, чтобы изменить систему корпоративного управления – в этом случае санкции могут быть сняты. Однако аналитики не могут сказать, когда глинозем «РУСАЛа» вернется на рынок.
«РУСАЛ» заявил, что работает над решением проблем, вызванных санкциями, и над защитой интересов акционеров.
Представитель Norsk Hydro указал, что сроки возобновления производства в полном объеме на Alunorte зависят от бразильских природоохранных регуляторов и федерального суда. Однако он добавил, что сам завод «готов возобновить производство в любое время».
Кроме того, 3 перерабатывающих завода Alcoa в Западной Австралии, на которые приходится около 7% мировых поставок глинозема, пострадали от забастовки, которая началась 8 августа. Представитель Alcoa заявил, что Австралийский союз трудящихся (Australian Workers Union) проведет встречу в пятницу, чтобы обсудить вопрос о продолжении забастовки.