Россия имеет возможность нарастить поставки и того, и другого
9 сентября 2018
Как сообщает Reuters, руководство Китая заявило, что при переводе угольных котельных на газ прежде всего необходимо обеспечить «соответствующие источники поставок». До перевода котельных с угля на газ власти городов должны подписать контракты на зимние поставки газа, вести жесткий контроль строительства новых промышленных проектов, использующих газ, а также расширять газохранилища. Главное — избежать повторения прошлогодних дефицитов, когда административные ограничения на использование угля в 28 крупных городах северного Китая в условиях недостаточно быстрого роста поставок газа привели к тому, что ряд жителей на всю зиму вообще остались без отопления.
Речь идет о работе колоссальной государственной системы теплоснабжения, покрывающей в совокупности 20 000 кв. км к северу от Янцзы, и работавшей изначально в основном на угле — с середины ноября до марта. К 2016 г. эта система за зиму сжигала около 400 млн. тонн угля, причем лишь половина от этого объема использовалась хоть с какими-то системами контроля выбросов. Так что стремление поскорее перейти на газ вполне объяснимо.
Но объяснимо и желание китайских властей избежать перегрева газового рынка. По оценкам самих китайских властей, зависимость страны от импорта СПГ в 2018 г. должна вырасти до 44% (по сравнению с 38% в 2017 г.), что уже становится дискомфортно. Поэтому, в отличие от прошлого года, на этот раз власти будут стремиться сделать процесс более организованным и стабильным и сгладить, насколько это возможно, рост импорта, а главное — его влияние на цены.
Reuters в этом сообщении переставляет акценты. Стремление Китая быстрее перейти с угля на газ привело к серьезной ошибке в планировании — темп сокращения добычи угля оказался слишком интенсивным в сравнении со строительством газопроводов на северные территории. Именно отсутствие и угля, и газа привело к проблемам с теплоснабжением населения прошедшей зимой.
За год газопроводы не появились — эта территория будет газифицирована только после прокладки «Силы Сибири». Но и восстановить закрытые шахты уже невозможно — после отключения насосного оборудования происходит обводнение грунтовыми водами. Единственный выход из ситуации — увеличение импорта угля, что и привело к практически двукратному росту его мировых цен.
Для угольной отрасли России это обернулось сразу двумя положительными факторами — ростом рентабельности и появлением огромного китайского рынка сбыта. Третий год подряд рост добычи угля в России не опускается ниже 6%, но для дальнейшего наращивания его экспорта требуется решение всех проблем, связанных в развитием дальневосточных и приморских морских портов.
Нужен газ? В северные районы Китая?
Для ускорения можно и проинвестировать в Силу Сибири.
Это же для поставки в Китай мощности.
А Россия ускоренно строит огромный газосжижающий комплекс на Балтике, куда подтягиваются магистральные газопроводы.
Причем рядом с СПГ заводом строится и комплекс по газопереработке.
Возникнут политические проблемы с поставкой газа, перекинем экспортные объемы на переработку.
Конечно такой же мощный комплекс будет построен и на берегу Тихого Океана.
Если кто видел кадры про Ванинский порт, тот понимает какие огромные объемы кузбасского угля переваливают там на Китай.
Обратите внимание, не зэков переваливают на Магадан, а уголь на Китай.
Фактически Китай дал второе дыхание угольной отрасли в Сибири.
Причем доставка идет по БАМу, который загружен полностью.
Помните как либерасты гундели про мертвый проект БАМа ?
Уже сегодня БАМ требует расширения.
Социальные проблемы
Строители БАМа десятилетиями жили во временном жилье. Новое жилье, построенное для бывших строителей БАМа, крайне низкого качества. Численность населения в зоне БАМа сократилась за 35 лет (1982—2017) вдвое[15].
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE-%D0%90%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C