Блог им. ChuklinAlfa

Сегодня стало известно, что Астра планирует привлечь стратегического инвестора, продав до 20% своего акционерного капитала. Кусочек (точнее, кусман) «отщипнут» от доли Дениса Фролова, которому принадлежит 60% акций Астра.
Ещё 20% акций принадлежит прочим мажорам, 15,66% составляет free-float, а 4,10% акций – это квазиказначейский пакет.
Соответственно, при продаже 20% акций Фролов лишается голосующего большинства в компании и контрольного пакета. Значит, партнёр должен быть супер-надёжным и по возможности – супер-лояльным.
‼️Инсайдеры сообщают, что возможный покупатель доли − давний клиент группы госкорпорация Росатом. И это действительно мощно.
Дело в том, что большую часть выручки (около 60%) Астре приносит b2g, т.е. госзаказы (business to government). И это стало серьёзной проблемой в 4 квартале 2025 года, и вот почему.
Обычно 4-й квартал для ИТ-компаний, особенно работающих с государством, самый «жирный», т.к. именно в 4-й квартал происходит окончательное распределение бюджета ведомств. И всё, что ведомства и организации копили весь год – всё тратится под конец года. Почему? Очень просто: иначе им дадут меньше бюджета в следующем году.
Поэтому в 4-й квартал сметается буквально всё и вся по любым ценам, лишь бы «освоить» бюджет.
В крупных коммерческих компаниях типа Газпрома, Роснефти, Лукойла и т.д. тоже по сути так: пик капзатрат зачастую происходит под новый год, когда отделы и подразделения начинают тратить вверенные им средства ровно по той же причине.
Традиционно у ИТ компаний всегда был такой цикл работы:
✔️1 квартал – изучение рынка, разработка новых продуктов, пик капзатрат, отдел продаж обычно работает на полшишечки
✔️2 квартал – продукты допиливаются и начинают предлагаться рынку, заключаются долгосрочные контракты
✔️3 квартал – упор в продажах делается на «сопутку» (т.е. когда клиенты попробовали основной продукт – им предлагаются другие продукты в экосистеме), а также получение рекуррентной выручки (например, через продажу услуг по поддержке)
✔️4 квартал – капзатраты по минимуму, но отдел продаж загружен, т.к. идут самые интенсивные продажи
Но в 2025 году схема поломалась. На 1 и 2 квартал, как всегда, пришлись основные расходы, но уже во 2 и 3 квартале продажники поняли: что-то не так! И менеджмент начал корректировать гайденсы, т.к. планы по продажам не выполнялись. Но надежда на «жирный» 4 квартал сохранялась.
Однако в этом году заказов в 4 квартал было необычайно мало, т.к. отделам, подразделениям и ведомствам «сверху» спустили негласно другой приказ: «купить только то, что необходимо, и сэкономить как можно больше деняк».
И началось: массовый перенос заказов на 2026 год (а по факту − в никогда), выбивание огромных скидок и прочих бонусов (например, бесплатное обслуживание на год), срыв контрактов по причине того, что у конкурента даже с учётом штрафа оказалось дешевле и прочие приколы.
Уверен, что 4-й квартал у большинства бизнесов, ориентированных на другой бизнес и государство, будет просто полный швах. Даже если в итоге план продаж окажется выполненным – скорее всего, он будет сделан с громадным дисконтом, что не принесёт компаниям требуемой выручки.
Но вернёмся к Астре. Компания столкнулась точно с такими же проблемами, что отразилось в существенном падении финансовых показателей за 9 месяцев 2025 года. Кроме того, у неё оказалась другая проблема: ограниченная ёмкость рынка, т.к. предлагаемый продукт специфический, и к определённой дате все, кто хотели – уже купили. Т.е. Астра уткнулась в предел роста.
А как его можно преодолеть? Правильно, выйти на другие рынки. Астра пытается выйти за рубеж, но пока получается только зайти в те страны, где малая конкуренция со стороны Microsoft – а как правило, это маленькие и бедные страны, где небольшая маржа (потому и Мелкософтных там почти нет). Иными словами, крохи со стола.
Но внутри России ещё заперт огромный рынок – оборонка. Сейчас там находятся все деньги. Компании, которые получают оттуда поток заказов, сейчас на коне.
И Росатом – это пропуск Астры в эти двери.
Конечно, возможно, Астра уже получает часть заказов с оборонки (но мы не узнаем – всё это засекречено, конечно). Но вхождение Росатома в капитал Астры сильно упрочит её позиции в сфере. И получать нужные контракты станет гораздо проще.
Кроме того, Росатом вхож и в другие сферы – энергетика, космическая программа, тяжёлая промышленность… В общем, лоббист в лице сильного мажора может придать Астре второе дыхание. И тогда у неё продукты будет покупать не только тот, кто хотел, но и тот, кого буквально «заставили» (или просто «убедили»).
По слухам, в капитал Астры ещё могут войти отдельные банки, но я считаю, что маловероятно. Банки в текущей ситуации могут предложить только дешёвые деньги, а у Астры денег и так завались. А вот выход на новые, закрытые ранее, рынки – вот это дело.
Бизнес – как езда на велосипеде, нужно постоянно быть в движении. Остановился – упал. И Астра, похоже, ищет новую трассу для разгона. Хорошо, если у ребят всё получится, я с ними с момента IPO и продолжаю в них верить (хотя в своё время значительную часть пакета продал на пике)!
Держите Астру, друзья?
Уважаемые друзья и коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы лично https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy


