Американские платежные компании Visa (V) и Mastercard (MA) близки к заключению соглашения с торговыми сетями о снижении комиссий за обработку транзакций и расширении прав продавцов при выборе принимаемых кредитных карт, сообщает Reuters.
Соглашение предусматривает сокращение межбанковских комиссий, которые обычно составляют от 2% до 2,5% за транзакцию, в среднем примерно на 0,1 процентного пункта в течение нескольких лет.
Система приема карт будет разделена на несколько категорий — с бонусными программами, без бонусов и корпоративные карты. Такая реформа должна упростить торговцам управление затратами на обслуживание различных видов платежей. Соглашение необходимо для урегулирования многолетнего судебного спора, который начался в 2005 году. Тогда представители американских торговых компаний обвинили Visa, Mastercard и крупные банки в монополистической практике, связанной с завышенными комиссиями и ограничительными правилами приема карт.
В 2024 году уже предпринималась попытка достичь компромисса — предыдущее соглашение предполагало снижение сборов на 0,07 процентного пункта в течение пяти лет и предоставление продавцам большей гибкости при работе с картами, отмечает Reuters. Однако суд отклонил предложенный вариант. Новое соглашение может быть подписано в ближайшие недели, оно станет крупнейшим шагом за два десятилетия в реформировании системы карточных расчетов в США.
Дополнительно, торговцам предоставляется больше свободы в выборе, какие кредитные карты принимать: предполагается разделение карт на категории (например, карты с бонусами, без бонусов и корпоративные карты) и возможность отказа от отдельных типов карт, которые являются самыми затратными для бизнеса.
Для компаний это грозит снижением комиссионных доходов. Если ориентироваться на средние цифры по комиссиям, то речь идет о снижении на 4%. Это также потребует пересмотра бонусных программ, особенно по премиальным картам с кэшбэком и милями. Более гибкие правила для торговцев могут привести к потере части оборота, если магазины начнут отказываться принимать дорогие карты.
Крупные ретейлеры получат преимущества в переговорах, что может усилить давление на будущие условия для карт-эмитентов и стимулировать развитие более конкурентных платежных решений. История с антимонопольными претензиями к крупнейшим платежным компаниям не нова, и в целом им удавалось успешно выходить из подобных случаев. Visa имеет более значимое присутствие на американском рынке по сравнению с Mastercard.