11 июля 2025
Если дело ограничится только изъятием акций основного владельца, то, по словам эксперта, это относительно неплохой вариант.
«ЮГК сменит собственника, но продолжит работать. Это в принципе интересная и перспективная компания с хорошими запасами и возможностью наращивать добычу золота после того, как она уже прошла через пик инвестиций в развитие, — объяснил Алексей Калачев. — Возможно, контроль над ЮГК будет передан какой-нибудь госкорпорации или продан заинтересованному отраслевому инвестору, и тогда ЮГК продолжит оставаться публичной компанией с листингом на бирже».
По мнению аналитика «Финам», худший вариант — если компанию «выпотрошат», распродав в «нужные» руки ее лучшие добывающие активы, и оставят банкротиться с долгами. Алексей Калачев выразил надежду, что этого не произойдет.
«Если идет арест или обращение в доход государства акций текущего основного акционера, по идее, для частных инвесторов это не должно быть трагедией.
Ну, сменился основной акционер. С честно приобретенными на открытом рынке акциями миноритариев, если бизнес продолжает нормальную работу, опять же в теории, ничего происходить не должно. Если политика нового менеджмента не несет риска бизнесу… как бы для миноритария все должно быть спокойно, — рассуждает в своем телеграм-канале экономист, инвестиционный банкир Евгений Коган. — Но это, к сожалению, опять же в теории. Очень часто после подобных событий бизнес начинает лихорадить. С ним какое-то время предпочитают не связываться поставщики и клиенты. Если, конечно, речь не идет об объектах типа Домодедово. На практике у нас бывает всякое. Вспоминаем историю с Соликамским магниевым заводом».
Как вести себя в нынешней ситуации частным инвесторам? Экономист посоветовал следить, чтобы доля акций предприятий с потенциальными рисками такого рода была в портфелях очень жестко диверсифицирована.
«Если уж откровенно говорить, приватизация в 90-х была во многом сплошной вереницей ошибок и несправедливости. Начиная от безымянных ваучеров и заканчивая отсутствием механизма конвертируемых облигаций. И вот именно это и стало той миной с часовым механизмом, срабатывающим все чаще и чаще в последнее время, — добавил Евгений Коган. — Но из-за ошибок прошлого мы сегодня рискуем потерять будущее. И это было бы неправильно по отношению как к стране и ее экономике, так и к нашим инвесторам».