Блог им. Raptor_Capital

📌 Продолжаем обзор секторов компаний Мосбиржи, и сегодня взглянем на сектор застройщиков. Напомню, ранее я делал обзоры нефтегазового сектора, банков, золотодобытчиков, металлургов и ритейлеров.
• Сейчас застройщики переживают далеко не самые лучшие времена – после отмены льготной ипотеки и при текущей высокой ключевой ставке появились проблемы с ростом прибыли и долговой нагрузкой.
• Объём строительства новостроек продолжает падать (в 1 квартале 2025 года снижение на 24% год к году), поэтому ждать восстановления сектора стоит лишь при начале цикла снижения ключевой ставки.
• Эталон второй год подряд отметился чистым убытком, а Самолёт отчитался о падении прибыли в 2024 году в 3 раза. Символический рост прибыли смог показать лишь ЛСР (+0,7% год к году).
• Наилучшую маржинальность показали Самолёт (32,2%) и ЛСР (30,2%). ПИК и Эталон последние 5 лет сохраняют рентабельность на более скромном уровне 20-22%.
• Как показало время, ПИК и ЛСР более рационально оценили свои возможности, начав снижать объемы строительства перед отменой льготной ипотеки, что привело к комфортному уровню долговой нагрузки – показатель чистый долг/EBITDA у ПИК составил 0,2x, у ЛСР 1x.
• Самолёт (2,7x) и Эталон (2,5x) решили поступить ровно наоборот и нарастили в 2024 году долги до рекордных значений, поэтому теперь вынуждены прибегать к крайним мерам (продажа земельных активов).
• С дивидендами у застройщиков всё очень грустно, решение о выплате принял лишь ЛСР (див. доходность 8,9%). Самолёт и ПИК дали рекомендации не выплачивать дивиденды за 2024 год, а возможность выплаты дивидендов у Эталона появится лишь после завершения редомициляции.
• Действия мажоритария – важная составляющая при анализе сектора застройщиков, и здесь я бы отметил сомнительные действия ЛСР (выкуп 24% акций и передача их менеджменту, а также выкуп акций у Арсагеры по цене, вдвое дороже рыночной) и Самолёта (выкупы акций у мажоритария).
• Традиционно самым дорогим застройщиком остаётся Самолёт (P/E = 12,5x). Оценивать Эталон из-за убытка довольно сложно, но по EV/EBITDA = 3,2x недооценки нет. Более дёшево выглядят ПИК (P/E = 5,6x) и ЛСР (P/E = 2,7x), но о быстрой переоценке акций речь здесь, конечно же, не идёт.
• Лучше конкурентов на данный момент выглядит ЛСР, но, зная подход менеджмента, рисков в его акциях более, чем достаточно. Сектор сейчас проходит дно своего цикла, и постепенное восстановление начнётся вместе со снижением ключевой ставки.
• Вполне возможно, что к 2026 году застройщики начнут показывать более позитивные результаты, но покупать сейчас бездивидендные акции и 1-2 года ждать восстановление сектора лично мне неинтересно. К посту прикрепил собственную таблицу с текущим состоянием застройщиков. Также напоминаю, что все обзоры компаний вы можете посмотреть в моём телеграм-канале.
❤️ Поддержите лайком, если стоит продолжать разбирать другие сектора.
_____
👉 Подписывайтесь на мой телеграм-канал , там вы найдёте ещё больше аналитики и обзоров компаний.
Логично ли в период турбулентности рассматривать коэффициенты P/E и EV/EBITDA? По моему мнению, нет. По моему мнению интереснее коэффициент P/S. К примеру, у Самолёта он 0,2, а у ПИКа 0,5. Это говорит о том, что если ставку будут снижать быстро, потенциала роста в акциях Самолёта гораздо больше