Блог им. Koleso
ФотоКРАТКО
УДИВЛЯТЬ ЛЮДЕЙ в возрасте 94 лет — дело непростое. Уоррен Баффет сохранил эту способность. Когда 3 мая завершилось ежегодное собрание акционеров Berkshire Hathaway, г-н Баффет объявил, что уходит с поста генерального директора обширного конгломерата.
Это произойдёт в конце года, после шести десятилетий руководства. Г-н Баффет готовился к собственному уходу. Но он сказал, что не предупредил большинство директоров Berkshire о своём решении. Он также не сообщил об этом Грегу Эйбелу, своему предполагаемому преемнику.
Berkshire Hathaway была производителем текстиля, когда мистер Баффетт купил компанию в 1965 году. В последующие годы он превратил её в огромную страховую компанию и конгломерат, занимающийся всем — от энергетики до производства конфет. Он применял стратегию инвестирования в стоимость, выискивая компании, которые казались дешёвыми по сравнению с их реальной стоимостью. С 1965 года и до конца прошлого года рыночная стоимость Berkshire выросла более чем на 5 500 000%, а совокупная годовая доходность составила почти 20%. Общая доходность индекса S&P 500 за этот период составила 39 000%.
Сегодня рыночная капитализация Berkshire составляет 1,16 триллиона долларов. Тем не менее, мистер Баффетт оставил своему преемнику непростую задачу. Мистер Абель работает в компании уже четверть века. С 2018 года он руководит нестраховыми операциями, такими как энергетический, железнодорожный и розничный бизнес. Задача выходит за рамки того, чтобы заменить мистера Баффета в качестве «оракула» в инвестициях. Инвестиционную стратегию Berkshire становится всё сложнее реализовывать.
За последний год Баффетт активно продавал акции, в том числе значительную часть своей доли в технологическом гиганте Apple. Теперь, впервые за два десятилетия, у Berkshire больше наличных средств, чем акций на бирже.
В конце марта на балансе компании было 348 млрд долларов наличными и краткосрочными государственными облигациями США, что более чем в два раза превышает сумму, о которой она сообщила в конце 2023 года. На казначейские векселя приходится около 5% от общего объёма рынка. Если бы Berkshire была иностранным государством, она была бы десятым по величине держателем государственного долга США, опередив Индию, Швейцарию или Тайвань.
Решение г-на Баффета уйти с фондового рынка до сих пор приносило пользу Berkshire. В этом году акции компании выросли на 20%, в то время как индекс S&P 500 упал на 3%. Теперь г-ну Баффету и г-ну Эйбелу нужно решить, что делать с их огромной суммой наличных.
Бывают проблемы и похуже, но положение Berkshire отражает непростую ситуацию для такого рода инвестирования, которое прославило г-на Баффета. В последнее время он жаловался, что не так много акций можно купить по разумной цене. Даже после недавних потрясений на рынке стоимость акций публичных компаний остаётся высокой по сравнению с историческими уровнями.
Одним из вариантов для мистера Абеля могло бы стать более активное расширение зарубежных инвестиций. В последние годы мистер Баффетт делал успешные ставки за рубежом. Например, он вложил миллиарды долларов в несколько японских торговых конгломератов, таких как Mitsubishi и Sumitomo. Мистер Абель мог бы отметить, что среди компаний стоимостью более 5 млрд долларов и с коэффициентом цена/прибыль ниже 10, что говорит о их низкой оценке, 80% по стоимости находятся за пределами Америки.
Другой вариант — отказаться от стоимостного инвестирования в надежде найти больше компаний, в которые можно вложить деньги. Это кажется маловероятным, по крайней мере, на данный момент. Такой шаг изменит культуру Berkshire и может вызвать гнев армии поклонников мистера Баффета. После 25 лет работы в компании мистер Абель вряд ли сразу же резко свернёт.
Если ничего не изменится ни на одном из фронтов, Berkshire придётся ждать спада на рынке, чтобы найти новые возможности для использования своих денежных резервов. Мистер Баффетт умел находить такие перспективы. Он приобрёл крупный пакет акций американского банка Wells Fargo во время спада в 1990 году. Он инвестировал в такие компании, как Johnson & Johnson и Kraft Foods (и снова в Wells Fargo) после мирового финансового кризиса 2007–2009 годов. Список можно продолжать. Акционеры Berkshire должны надеяться, что у мистера Абеля такое же пророческое видение.
Читайте еще:
Сечин устраивает эскортниц на должности в «Роснефти» и платит им большие зарплаты из бюджета компании — расследование
За три года в России национализировали 411 компаний с активами на 2,6 трлн рублей
Бесчестный знак. Расследование о том, как россиян обложили скрытым налогом
Что нужно знать о Tor и как им пользоваться. Подробно и просто рассказываем о популярном и надежном способе обхода
Предкризисное настроение. Четыре отрасли российской экономики, которые рухнут первыми от высоких ставок и снижения спроса
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" — все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах