Блог им. Marek
Полный текст федерального бюджета 2025-2027 годы
sozd.duma.gov.ru/bill/727320-8
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О федеральном бюджете на 2025 год
и на плановый период 2026 и 2027 годов»
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год
и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее — законопроект) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить:
Доходы федерального бюджета на 2025 год в сумме 40 296,1 млрд рублей (18,8% к ВВП), на 2026 год – 41 840,9 млрд рублей (18,1% к ВВП),
на 2027 год – 43 154,2 млрд рублей (17,4% к ВВП);
Общий объем расходов федерального бюджета на 2025 год в сумме 41 469,5 млрд рублей (19,3% к ВВП), на 2026 год – 44 022,2 млрд рублей (19,1% к ВВП),
на 2027 год – 45 915,6 млрд рублей (18,5% к ВВП).
Дефицит федерального бюджета составит в 2025 году – 1 173,4 млрд рублей (0,5% к ВВП), в 2026 году – 2 181,2 млрд рублей (0,9% к ВВП),
в 2027 году – 2 761,4 млрд рублей (1,1% к ВВП).
Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета составит в 2025 году – 1 173,4 млрд рублей,
в 2026 году – 2 181,2 млрд рублей, в 2027 году – 2 761,4 млрд рублей.
Таким образом, предусмотренные законопроектом показатели федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сбалансированы.
sozd.duma.gov.ru/download/1ef7f231-704d-6332-b311-01171c474fb9
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О федеральном бюджете на 2025 год
и на плановый период 2026 и 2027 годов
Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета
на 2025 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 214 575 млрд рублей
и уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента
(декабрь 2025 года к декабрю 2024 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета
в сумме 40 296 099 832,3 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 812 986 014,2 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 41 469 516 799,0 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга
Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме
29 385 599 266,5 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме 61,1 млрд долларов США,
или 55,5 млрд евро;
5) дефицит федерального бюджета в сумме 1 173 416 966,7 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета
на 2026 год и на 2027 год, определенные исходя из прогнозируемого
объема валового внутреннего продукта в размере соответственно
230 568 млрд рублей и 248 313 млрд рублей и уровня инфляции,
не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2026 года
к декабрю 2025 года) и 4,0 процента (декабрь 2027 года
к декабрю 2026 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета
на 2026 год в сумме 41 840 936 841,2 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 226 671 162,6 тыс. рублей,
и на 2027 год в сумме 43 154 174 184,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 650 959 080,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2026 год
в сумме 44 022 176 672,2 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 100 554 416,8 тыс. рублей, и на 2027 год в сумме 45 915 618 929,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 2 295 780 946,5 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2027 года в сумме 34 046 224 647,2 тыс. рублей и на 1 января 2028 года в сумме 39 004 836 914,5 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2027 года в сумме 59,2 млрд долларов США,
или 53,4 млрд евро, и на 1 января 2028 года в сумме 56,5 млрд долларов США, или 50,9 млрд евро;
5) дефицит федерального бюджета на 2026 год
в сумме 2 181 239 831,0 тыс. рублей и дефицит федерального бюджета
на 2027 год в сумме 2 761 444 745,2 тыс. рублей.
...
Статья 15. Компенсационные выплаты по сбережениям граждан
1. Направить на осуществление компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования Российской Федерации и выкуп имеющихся в наличии у владельцев — граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, являющихся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении
и защите сбережений граждан Российской Федерации», средства в 2025 году в сумме 1 457 900,0 тыс. рублей, в 2026 году в сумме
1 285 350,0 тыс. рублей и в 2027 году в сумме 1 246 350,0 тыс. рублей, предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации.
2. В 2025 году гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся
к указанной категории граждан) выплачивается компенсация
в трехкратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке
Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования Российской Федерации по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер трехкратной компенсации зависит от срока хранения вкладов (взносов) и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам).
Гражданам Российской Федерации 1946 — 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) выплачивается компенсация в двукратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию
на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования Российской Федерации по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер двукратной компенсации зависит от срока хранения вкладов (взносов) и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам).
По вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, закрытым в период с 20 июня по 31 декабря 1991 года, компенсационные выплаты не осуществляются.
3. Наследникам, относящимся к указанным в части 2 настоящей статьи категориям граждан Российской Федерации, выплата компенсации в двукратном и трехкратном размерах остатков вкладов (взносов) осуществляется вне зависимости от возраста умершего владельца вкладов (взносов). При этом размер компенсационных выплат наследникам не уменьшается на сумму ранее полученной компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. рублей.
4. В случае смерти в 2001 - 2025 годах владельца вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию
на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования Российской Федерации по состоянию на 1 января 1992 года или лица, застрахованного по целевым вкладам (взносам) на детей, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, компенсация на оплату ритуальных услуг выплачивается наследникам либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, в размере и на условиях, которые определены частями 5 - 7 статьи 117 Федерального закона от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
5. По вкладам (взносам) граждан Российской Федерации, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации в трехкратном (двукратном) размере остатка вкладов (взносов), предварительной компенсации (компенсации), дополнительной компенсации, компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. рублей, повторная выплата указанных компенсаций не осуществляется.
6. Выкуп через Публичное акционерное общество «Сбербанк России» Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года и которые не погашены в предыдущие годы, осуществляется по желанию их
владельцев — граждан Российской Федерации на условиях, определенных статьей 137 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». Утраченные Государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, размещенные на территории Российской Федерации
до 1 января 1992 года, выкупу не подлежат.
7. Порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) в соответствии с настоящей статьей определяется Правительством Российской Федерации.
8. Министерству финансов Российской Федерации продолжить погашение задолженности бывшего СССР перед физическими
лицами — владельцами валютных счетов, открытых во Внешэкономбанке до 1 января 1992 года, на условиях, установленных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года № 1565 «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР», за счет средств, предусмотренных по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов.
sozd.duma.gov.ru/download/1ef7f228-1486-6638-a62f-9d3b36c57e2a
Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Законопроект внесен в цифровом виде по каналам электронного документооборота.
Проект бюджета подготовлен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития, согласно которому в 2025-2027 годах экономическая динамика вернется на умеренную траекторию в 2,5-2,8 % и в дальнейшем рост продолжится темпом около 3,0-3,2 % (2028-2030 годах) – то есть выйдет на траекторию, соответствующую национальным целям развития.
В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей в 2025 году (+ 11,6 % к 2024 году). В последующие годы продолжится умеренный рост доходов федерального бюджета.
Прогнозируется увеличение расходов федерального бюджета с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,46 трлн рублей, 44 трлн рублей и 45,9 трлн руб в 2025-2027 годах соответственно.
В 2025-2027 годах исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5 % ВВП в 2025 году, 0,9 % ВВП в 2026 году и 1,1 % ВВП в 2027 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 5,0 % ВВП в 2027 году (на 2,5 п.п. ВВП относительно 2024 года).
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2025-2027 годах будут выступать государственные заимствования Российской Федерации. При этом объем госдолга России останется на безопасном уровне (18%).
Бюджетная политика проводится в соответствии с бюджетными правилами. Бюджет сформирован исходя из обеспечения структурной сбалансированности и нулевого первичного структурного дефицита.
Проект федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов направлен на реализацию национальных целей развития.
На мероприятия Нацпроектов предусматривается более 40 трлн рублей средств федерального бюджета в течение 6 лет. По сравнению с действующими в 2019-2024 гг. Нацпроектами финансирование в части федерального бюджета увеличено практически в 2 раза. В бюджетной трехлетке на финансирование новых Нацпроектов предусмотрено в 2025-2027 гг. 5,7 трлн рублей, 6,2 трлн рублей и 6,3 трлн рублей, соответственно.
Ключевыми приоритетами подготовленного Правительством бюджета являются выполнение всех социальных обязательства перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности страны, обеспечение технологического суверенитета.
Социальная политика
Проектом бюджета предусматривается безусловное выполнение социальных обязательств. На раздел «Социальная политика» в проекте бюджета заложено в 2025 году – 6,4 трлн рублей, в 2026 году – 7,19 трлн рублей, в 2027 году – 7,24 трлн рублей.
С 2025 года предусмотрено возобновление индексации пенсий работающих пенсионеров.
Особое внимание государством уделяется адресной помощи семьям с детьми, в рамках которой по поручению Президента выстроена целостная система поддержки семей с детьми с охватом всех нуждающихся: начиная от беременности матери до достижения ребенком 17 лет охвачено 10 млн человек. На выплату единого пособия в федеральном бюджете предусмотрено более 4,0 трлн рублей на 2025-2027 годы.
Меры социальной поддержки предоставляются по единому стандарту на всей территории страны с использованием механизма «Социального казначейства».
Около 1,7 трлн рублей предусмотрено с учетом продления программы материнского капитала до 2030 года. В том числе учтена выплата остатка средств маткапитала если он составляет не более 10 тыс. рублей.
Более 1,7 трлн рублей заложено на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. Это включает субсидирование процентной ставки по ипотеке для всех семей с детьми (до 1,5 трлн рублей), а также единовременные выплаты (450 тыс. рублей) многодетным семьям (с 3-мя и более детьми) на частичное погашение ипотеки (296,8 млрд рублей).
Кроме того, в бюджете предусмотрено:
Обороноспособность
В проекте бюджета предусматриваются значительные средства на укрепление обороноспособности страны для обеспечения задач СВО. Ресурсы будут предусмотрены (и уже предусмотрены) на оснащение Вооруженных Сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий ОПК.
Образование
Проектом федерального бюджета предусмотрено финансирование по разделу «Образование»: в 2025 году – 1,57 трлн рублей, в 2026 году – 1,68 трлн рублей, в 2027 году – 1,75 трлн рублей.
В том числе средства пойдут на:
Здравоохранение
На здравоохранение в 2025 году предусмотрено — 1,86 трлн рублей, в 2026 году – 1,86 трлн рублей, в 2027 году — 1,91 трлн рублей.
В 2025-2027 годы продолжится финансовое обеспечение:
— оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
— федеральных проектов по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с сахарным диабетом, с гепатитом – базовые ассигнования составят 77,4 млрд рублей.
Будет увеличено финансирование Фонда «Круг добра» для поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. За три года планируется выделить более 687 млрд рублей: в 2025 г. – 202,7 млрд руб., в 2026 г. – 231,8 млрд руб., в 2027 г. 253,4 млрд руб.
В трёхлетке продолжится модернизация первичного звена здравоохранения, будут открыты первичные сосудистые отделения и другие подразделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья, новые объекты в системе здравоохранения.
Технологическое лидерство
Проектом бюджета предусмотрен ряд мер, нацеленных на развитие экономики. В частности с 2025 года вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ), который позволит компаниям уменьшить налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, на расходы на создание, приобретение и модернизацию основных средств и нематериальных активов. Это позволит компаниям получить возмещение части инвестиционных затрат на дальнейшее развитие производства.
Особое внимание в проекте бюджета уделено финансированию мероприятий по достижению технологического лидерства. На эти цели на будущую трехлетку предусмотрено в совокупном объеме порядка 6,091 трлн рублей, в том числе в 2025 г. – 1,646 трлн рублей, в 2026 г. – 2,101 трлн рублей, в 2027 г. – 2,343 трлн рублей. Средства будут направлены также на исполнение Послания Президента РФ и стимулирование развития приоритетных отраслей, в том числе:
— 678,7 млрд рублей на НПТЛ «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»;
— 234,4 млрд рублей на НПТЛ «Станки»;
— 55,6 млрд рублей на НПТЛ «Новые материалы и химия»;
— 112,1 млрд рублей на НПТЛ «Беспилотные авиационные системы»;
— 46,9 млрд рублей на НПТЛ «Новые атомные и энергетические технологии»;
— 3 749,7 млрд рублей на развитие автомобилестроения, с/х- и специализированного машиностроения;
— 175,3 млрд рублей на развитие радио- и микроэлектроники.
«Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Станкостроение», «Новые материалы и химия», «Беспилотные авиационные системы», «Новые атомные и энергетические технологии», а также на развитие автомобилестроения, с/х- и специализированного машиностроения, радио- и микроэлектроники.
Продолжится реализация программ льготного автокредитования, льготного лизинга, субсидирования техники на газомоторное топливо.
Транспорт и инфраструктура
На госпрограмму «Развитие транспортной системы» предусмотрено 4,8 трлн руб (2025 – 1 487 млрд; 2026 – 1 668 млрд; 2027 – 1 682 млрд рублей).
Значительные ассигнования будут направлены на обеспечение дорожной деятельности: более 2,8 трлн рублей за 2025-2027 годы, на развитие транспорта, включая реализацию инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта
166 млрд рублей на три года заложено на развитие опорной сети аэродромов по Посланию Президента в рамках нового нацпроекта «Транспорт». В рамках формируемого федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» рассматривается вопрос реализации в период 2025-2030 годов мероприятий по реконструкции и строительству не менее 77 аэродромов.
На нацпроект «Беспилотные авиационные системы» на три года запланировано свыше 112 млрд рублей: в 2025 г. – 27, 829 млрд руб., в 2026 г. – 43, 753 млрд руб., в 2027 г. – 40,526 млрд руб.
Продолжится реализация программ формирования современной городской среды (105 млрд рублей) и комплексного развития сельских территорий (более 77 млрд рублей за 3 года);
— Со следующего года начинаем программу модернизации коммунальной инфраструктуры – за три года на эти мероприятия из федерального бюджета будет направлено 180 млрд рублей. Кроме того, на восстановление объектов коммунальной и жилищной инфраструктуры в новых регионах будет предоставлено 152 млрд рублей.
— 154 млрд рублей – предлагается направить на ликвидацию аварийного жилищного фонда;
— Более 1,3 трлн рублей – на реализацию дополнительных программ льготной ипотеки (финансирование принятых обязательств по программе льготной ипотеки + ипотека для IT-специалистов; дальневосточная и арктическая ипотека; сельская ипотека) в целях улучшения жилищных условий граждан.
Поддержка регионов
Законопроектом о бюджете предусмотрена финансовая поддержка регионов. На эти цели будет направлено 3,3 трлн рублей ежегодно (2025г — 3,26 трлн, 2026г — 3,29 трлн, 2027 — 3,32 трлн), в том числе на реализацию национальных проектов – около 1 трлн рублей в год.
На 2025 год увеличивается общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в целом на 6% к текущему году, в том числе без учета новых регионов на 4,5%. Продолжится предоставление дотаций на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в общем объеме 114 млрд ежегодно, а также реализация индивидуальных программ развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития, на эти цели зарезервировано 10 млрд рублей ежегодно.
В рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» продолжим предоставлять регионам бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе в 2025 году в объеме до 250 млрд рублей и в 2026-2027 гг. до 150 млрд рублей ежегодно.
Кроме того, в соответствии с Посланием Президента предусматриваем списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам (порядка 650 млрд рублей в трехлетке, 1,1 трлн рублей за 2025-2029 гг.) при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. После списания задолженности по бюджетным кредитам объем накопленного на начало 2024 года государственного долга регионов к 2030 году сократится на 36% и составит 14% к налоговым и неналоговым доходам бюджетов регионов.
Бюджет на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 года сбалансирован. Проведение бюджетной политики с 2025 года осуществляется в полном соответствии с «бюджетным правилом». Обеспечивается структурный первичный баланс бюджета при базовых доходах. Это поможет сдержать инфляционные процессы на краткосрочном горизонте и укрепит финансовый суверенитет и устойчивость экономики в средне– и долгосрочной перспективе.
minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39312-v_gosdumu_napravlen_proekt_federalnogo_byudzheta_na_2025-2027_gody