ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога на основе интервью с основателем компании по производству металлоконструкций Г. Торшиным.
Большинство складов вдоль МКАДа построены не из кирпича и не из бетона.
Берут стальные трубы, сваривают каркас — делают металлоконструкцию. Устанавливают на фундамент, обшивают сэндвич-панелями — и склад готов.
Слева металлоконструкция, справа почти готовый складВ основном такие здания берут под бизнес: склады, производства. Когда нужно сделать быстро и дешево, и чтобы здание могло сохранять тепло.
Построить склад можно под сдачу в аренду. Окупаемость таких инвестиций — около 5 лет.
Сейчас, когда деньги можно положить в банк под 16% годовых, строить склады менее заманчиво. Но производители металлоконструкций все равно зарабатывают. В статье расскажу, как.
В 2020 году мы с партнером строили производственное здание для другого бизнеса. Бюджет был ограниченный, поэтому искали б/у материалы на Авито. Купили части каркаса у ребят, которые разбирали старые металлоконструкции.
Дисклеймер: историей для блога поделился Сергей Лушников, бывший владелец агентства по рекламе ВКонтакте.
Итак, садитесь поудобнее, сейчас я вам поведаю эпичную и немного трагичную сагу про мой бизнес, который, как старый «Запорожец», вроде и ехал, но в итоге заглох на обочине.
Похоже, я был слишком наивен, думая, что бизнес настройки рекламы в соцсетях – это вечный источник денег.Начнем с золотых времен, когда я превращал пять тыщ рублей в клиентов для офлайн-бизнесов. В те далекие, почти сказочные дни, Instagram* и Facebook* были прекрасным источником денег за настройку таргетированной рекламы (таргет).
Вливаешь в трафик пять тыщ – и вот уже толпы бегут в парикмахерские, кафе, ногтевые студии и прочие храмы красоты и кофе.
Бизнесы эти, скажем так, не мирового масштаба – ну кто поедет за маникюром через полгорода? Их клиенты крутились и крутятся вокруг метро, магистралей, где нет пробок, или там, где автобусы ходят чаще, чем раз в час.
Желтые такси крутятся по городу, люди берут машины в каршеринге, коммунальщики вывозят мусор на новых грузовиках. Что объединяет всю эту технику? Она не куплена, а взята в лизинг.

Мы в основном финансируем автомобили
В 2002 году я работал в банке, когда к нам пришел клиент с интересной схемой. Он брал у нас кредиты под 42% годовых, покупал на них BMW и сдавал в лизинг по астрономическим ставкам. Мы смотрели на его бизнес и думали — надо попробовать самим.
Сейчас нашему лизинговому бизнесу 20 лет. Баланс скоро достигнет миллиарда, а работает в компании всего пять человек. Это бизнес, в который можно войти почти без денег, но выйти из него очень сложно. Расскажу, почему.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога на основе интервью с основателем лизинговой компании Г. Торшиным.
Лизинговая компания — это финансовый посредник. Мы берем деньги в банке подешевле и даем их клиентам подороже. Схема простая: банк дает нам кредит под 21% годовых, мы размещаем эти деньги клиентам под 26-27%.
Наши родители не могли о таком и мечтать!
Тебе исполняется 18 лет, получаешь права и уже можешь получить свою собственную машину на час или два, съездить погулять с друзьями или в ресторан с девушкой.
Заплатив за это всего 10-15 ₽ за минуту.
Но…
Так было, пока не упала маржинальность бизнеса на аренде авто. Выросла ключевая ставка, а цены на новые машины подскочили в 2 раза.
Сегодня вместе с машиной ты можешь получить штраф от 20 000 ₽ до нескольких миллионов рублей.
В этой статье я провел небольшое расследование каршеринга Делимобиль, которым сам пользовался пару лет, и выяснил, на чем и сколько зарабатывает каршеринг.

Всем привет! Меня зовут Слава Рюмин, уже 2 года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей в рубрике “Упал, поднялся”.
За последние полгода сервис Делимобиль 3 раза требовал с меня денег за повреждения машины, которые я не делал. Я написал про это статью, и мне начали писать пострадавшие.
Дисклеймер: статья написана для блога на основе интервью с сооснователем рекламного сервиса click.ru Д. Жоховым, и материалов из открытых источников.
Российский рынок интернет-рекламы в мясорубке.
В 2014 умерло SEO, в 2022 из России ушли Meta* с Google и унесли с собой примерно половину всех рекламных бюджетов. Сейчас подписчик в Telegram стоит 200-400 ₽ (раньше стоил до 50 ₽), лиды в Яндекс.Директе стали космически дорогими, а у блогеров кризис после запрета на рекламу в Instagram*.
Но рекламный сервис не просто выжил — компания постоянно растет. В 2024 году его выручка достигла 15,8 млрд ₽. Это на 31% больше, чем в 2023 году.
А если сравнить с 2018 годом, когда выручка была 1,1 млрд ₽, то компания за 6 лет выросла в 14 раз.
Динамика выручки компанииКак им это удалось? Я взял интервью у сооснователя сервиса и исследовал тему по открытым источникам. В статье расскажу о том, как менялся рынок интернет-рекламы и как всё это время действовала компания.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с основателем компании по доставке авто Романом Жерловым.
Зарабатывать на машинах можно по-разному. Кто-то покупает автомобили за свои деньги и перепродает с наценкой — классическая перекупка. Вкладываешь 3 миллиона, продаешь за 3,5 — полмиллиона прибыли за пару месяцев.
Другие гоняют машины по России: покупают дешевле в одном городе, продают дороже в другом. Есть постоянная разница в ценах между регионами — этим и пользуются перекупщики.
Третьи работают консультантами — помогают людям выбрать и проверить машину за фиксированную плату в 20-50 тысяч рублей. Или устраиваются агентами в автосалоны и компании, получая процент с каждой сделки без собственных вложений и рисков.
Я выбрал четвертый путь — логистику под заказ. Везу машины из-за границы за деньги клиентов, как курьер, только дорогой посылки.
Меня зовут Роман, занимаюсь этим бизнесом уже седьмой год. Последние пять лет работаю самостоятельно.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блогана основе интервью с Алексеем Вовненко, владельцем страусиной фермы «Страусленд» в деревне Селявино в Подмосковье.
В 2015 году я был инженером-строителем с собственной фирмой по прокладке инженерных сетей в Москве. К сельскому хозяйству не имел никакого отношения. Но когда побывал с семьей на экскурсии на страусиной ферме, загорелся идеей открыть свою.
В интернете писали красивые цифры: страус несет 40 яиц в год, то есть если из каждого яйца вырастить птенца, то на одних птенцах можно заработать миллион.
Я купил первых страусов, и понеслась.
Сейчас у меня 75 страусов, держу кроликов, нутрий, фазанов, есть ослик Кузя, на котором катаются дети. На территории работает кафе, веду экскурсии.
Страус – большой, а значит, много мяса. Весит около 150 кг.
Страус – долгожитель. Живет 70 лет, из них 35 лет продуктивных. Купил самку в 5 лет – она будет нести яйца до 40 лет.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “Упал, поднялся” на основе интервью с основателем агрохолдинга «Веревкин Хутор» Максимом Веревкиным.
Всем привет! Меня зовут Максим, я из Петербурга, но уже несколько лет живу в Крыму.
6 лет я выращиваю несколько миллионов тюльпанов к 8 марта — нормальный сезонный бизнес. Но два года назад решил, что не хочу зависеть от одного праздника в году. И влез в хризантемы.

Посадил 800 000 цветков и хотел получить 11,2 млн прибыли. Но в итоге выкинул 500 000 цветков.
Сейчас расскажу, как голландцы построили идеальную систему выкачивания денег со всего мира, почему российский цветок лучше, но никому не нужен, и зачем я продолжаю тянуть это производство, хотя оно каждый месяц сосет деньги, как бедный родственник-алкоголик.
Основной цветок у меня — тюльпаны. Раз в год отгружаемся — это все деньги за весь год. Потом еще пару месяцев продаем луковицы тюльпанов другим фермерам. Остальное время теплицы простаивают.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блогана основе интервью с основателями сети гаражей на час Святославом Даниловым и Антоном Степановым.
Когда я был маленьким, не понимал, почему отец часто уходит в гараж. Стал постарше и начал обращать внимание, что в гараже лежат книги, стоит музыкальный центр. Друзья отца постоянно приходят поболтать.
Когда появилась своя семья, ценность гаражей стала окончательно понятна.
А в 2016 мы решили на гаражах заработать.
Антикафе продает время в кафе, антисервис – время в автосервисе.
В Петербурге около 2 миллионов автомобилистов и, по данным 2ГИС, примерно 2 900 зарегистрированных автосервисов — это в среднем 690 машин на один сервис. На практике клиентов у каждого меньше, потому что СТО в городе больше, чем отражено в 2ГИС.
Поэтому мы решили пойти другим путем и сделать автосервис самообслуживания.
Арендуем помещение на 200 квадратов. Покупаем весь необходимый для ремонта инструмент, берем подъемники и гидростойки. Сажаем студента-админа и перепродаем время парням, которые могут сами разобраться с тачкой.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с Евгением Данченко, основателем сети компьютерных клубов в Челябинске «Space Capsula».
Ты берешь топор или винтовку и идешь месить врагов в компании своих друзей.
Сегодня ты можешь заниматься этим, не выходя из дома.
Тогда почему компьютеры продолжают сдавать в аренду, а компьютерные клубы открываются по всей стране?
А главное.
Как на этом заработать?
Привет, я основал сеть из 4 компьютерных клубов в Челябинске. Месячная выручка одного клуба доходит до 1,4 млн ₽ в сезон.
Наиграл 6 000 часов в контрстрайк, а теперь крашу свой компьютерный клуб
В статье расскажу, как все начиналось, сколько стоит открыть клуб, и какие ловушки ждут вас на этой карте.