Большинство игроков, к счастью, не понимает, в какую игру они играют. А многие не понимают и того, что трейдинг является игрой, причем, одним из лучших примеров игры в терминах «Теории Игр». Какой игрой является трейдинг? Некооперативной, последовательно-параллельной игрой с нулевой суммой. Формально инвестиции и трейдинг можно отнести к ненулевой игре в связи с постоянно растущим фондом игры. Однако большая часть излишков «изымается» из игры на ранних стадиях их образования т.н.«умными деньгами», а оставшаяся их часть распределяется между игроками очень неравномерным образом (5/95), зависящим от их навыков и умения, которые и представляют собой пресловутые «торговые стратегии». По этой причине можно с легкостью назвать трейдинг игрой с нулевой суммой.
То, что трейдинг является некооперативной игрой, понятно и на интуитивном уровне, а также следует из его определения как игры с нулевой суммой. А ярким тому примером служит одна из причин формирования зон поддержки/сопротивления. Ею в данном примере являются действия залоченных в своих позициях игроков, препятствующих движению цены в выгодном для них направлении. Так поступать их заставляет хорошо изученная финансовой психологией ассиметрия в принятии рисков, которая заставляет массу игроков действовать нерационально в отношении своих прибылей и убытков. Ведь рациональным поведением в данном случае было бы беспрепятственно пропустить цену сквозь свои убыточные позиции, чтобы они превратились в прибыльные. Такая тактика превратила бы эту игру, хотя и временно, в кооперативную. Уже потом, на уровне цен со значительной прибылью, эта игра все равно вернулась бы в разряд некооперативных из-за высокой конкуренции и невозможности для всех разом найти контрагента для фиксации прибыли.
Вчера на форуме СЛ была поднята неувядающая тема про теорию случайных блужданий в ценовой динамике биржевых активов. И хотя постановка вопроса в том топике не касалась собственно СБ, но так или иначе была с этой теорией связана, или, по крайней мере, сподвигла лично меня еще раз высказаться на эту тему. Один раз, как вы, возможно, помните, я выразил свое отношение к СБ в статье:
Случайные блуждания или предсказуемость? А, может, предсказуемость в условиях случайных блужданий?
Знак следующего приращения цены — уместная постановка вопроса в теоретической дискуссии о случайных блужданиях, но не уместная, если речь идет о его связи с возможностью извлечения прибыли из направленных движений.
Для многих является очевидным, что невозможно точно предсказать знак будущего ценового приращения, то есть, в какую сторону на следующем тике дернется цена. И очевидно, что сумма случайных приращений есть величина случайная. Но это справедливо только вне поля ранее принятых торговых решений игроков, большинство из которых, а значит, и весь рынок целиком, действуют на основании, как минимум, двух парадигм:
Никак не могу закончить свою статью «Электродинамическая модель рынка. Эпистемология рынка».
И хотя я не очень люблю скакать с темы на тему, то есть писать новую заметку, еще не покончив со старой, вчера мне попался перевод статьи Джеффри Кеннеди «Три этапа обучения трейдингу: психология, управление деньгами, методика», который подвигнул на написание этого небольшого эссе.
И, вроде бы, Кеннеди все правильно пишет: про психологию, управление рисками и т.п..
Трудно поспорить – настолько, насколько трудно спорить с прописными истинами))). Но вот от чего меня всегда коробит, читая подобные вещи, это упоминание некой «толпы», изучив психологию которой, можно стать успешным трейдером. И, кстати, справедливости ради, надо отметить, что я не часто сталкиваюсь именно с таким толкованием проблемы «психологии трейдинга»; чаще к ней относятся весьма пренебрежительно, посмеиваясь над трейдерами, которые винят в своих бедах психологию — мол, при наличии системы, никакая психология не нужна. Те, кто так рассуждают, ограничены в своих представлениях о психологии (а точнее, о психике человека) небольшой ее частью — пресловутыми страхом, жадностью, алчностью и надеждой — «верными» эмоциональными попутчиками биржевых игр.
В статье Знатокам теории вероятностей. Когда теория в пролете… я начал рассказывать, как мы сдавали в университете предмет «Теория вероятностей и математическая статистика», пытаясь нарушить законы природы в потугах склонить шансы вытянуть счастливый билет в свою сторону.
Как я отметил, доцент N не был тупым ©, и предвидел попытки нечестно получить зачет, меняя помеченные билеты на непомеченные.
