Экономика США создала больше, чем ожидалось рабочих мест в июле, показал отчет в пятницу. Это был большой сюрприз учитывая, что ряд альтернативных метрик (например отчета ADP) указали на риск негативного отклонения. Сильный отчет ощутимо повлиял на позиции доллара, сделав тему консолидации основной, но в корне ситуацию не поменял, так как ФРС четко дала понять, что в сентябре намечаются большие изменения в политике. Вряд ли один отчет может что-то изменить.
В понедельник доллар развивает импульс, целясь на верхнюю границу текущего диапазона (92.50-94.00) перед релизом розничных продаж 14 августа:
Число рабочих мест выросло на 1.763М, против консенсус оценки в 1.48М, официальный уровень безработицы составил 10.2%. Оплата труда выросла на 4.8%, однако это уверенно можно проигнорировать — это было вызвано тем, что в начале кризиса больше работников низкой квалификации подверглось увольнениям, следовательно сейчас их доля в числе занятых меньше, а значит оценка рост оплаты труда будет некоторое время смещена вверх. Сектор услуг рос лучше других, прибавив 592 тысячи рабочих мест.
Перепроданность доллара достигла максим ума за 40 лет, сообщил инвестбанк Morgan Stanley в пятницу, добавив, что сменил позицию с «продавать» до «тактически нейтральной».
Напомню, что в этот понедельник я писал о том, что аналитики банка выступили с заявлением, что фондовые рынки созрели для небольшой, но некритической коррекции. Изменив рекомендации по доллару, банк приводит свои взгляды по отдельным активам в соответствие, ведь коррекция одних активов неизбежно приводит к повышению спроса на другие. Так как продавать акции будут, покупая доллар, спрос на последний может вырасти.
В четверг вышел еженедельный апдейт по первичным и длительным заявкам на пособия по безработице, которые вроде как показали улучшение, но на самом деле подтвердили негативную тенденцию на рынке труда США. С завершением программы повышенных пособий по безработице, вызванное снижение доходов привело к тому, что снизились стимулы вступать в статус безработного и выросли стимулы искать работу (прекращать статус безработного). Именно поэтому длящиеся заявки (continuing claims) снизились одним из самых быстрых темпов за несколько месяцев (с 16.7 млн. до 16.1 млн.). При этом первичные заявки выросли также значительно меньше прогноза — всего на 1.186 млн:
Как и ожидалось отчет ADP показал, что динамика занятости в июле оказалась на грани депрессии: число рабочих мест выросло всего на 167 тысяч при прогнозе в 1.5 млн.
Другим важным отчетом стал PMI в непроизводственном секторе от ISM, который был также опубликован в среду. Несмотря на опережающий ожидания рост общего показателя до 58.1 пунктов (прогноз 55 пунктов), компонент занятости был единственным который был ниже 50 пунктов и в месячной динамике показал снижение:
Значение показателя и его динамика подсказывают, что непроизводственный сектор, где занято почти 80% работников США, продолжил терять рабочие места в июле. В совокупности данные ADP и компонент занятости в PMI указывают на высокую вероятность негативного сюрприза в завтрашнем отчете NFP. Вопрос только в том насколько рынок подготовлен и учел отрицательное расхождение с прогнозом. Судя по вчерашней динамике доллара после ADP, официальная оценка, которая укажет на небольшой прирост рабочих мест, уже учтена:
Показания Markit и ISM по производственной активности в Соединенных Штатах зафиксировали положительное изменение в июле: индекс от ISM вырос с 52.6 до 54.2 пунктов, индекс рассчитанный Markit покинул зону депрессии и составил 50.9 пунктов. Значения индекса выше 50 говорит о том, что большая часть опрошенных зафиксировала позитивное изменение по сравнению с прошлым периодом и наоборот.
Анализируя компоненты можно отметить, что улучшилась ситуация с новыми заказами (резкий рост субиндекса с 56.4 до 61.5 пунктов), выросли отпускные цены (субиндекс вырос с 51.3 до 53.2), однако спрос на рабочую силу ослаб. Соответствующий компонент вырос с 42.1 до 44.3 пунктов (прогноз 48.3 пунктов), т.е. сектор продолжил терять рабочие места в июле, хоть и чуть меньшим темпом. Это укрепляет гипотезу того, что изменение занятости в США разочарует рынок в июле.
PMI сообщают лишь о пропорциях фирм которые доложили об ухудшении или улучшении ситуации. Разумно полагать что из-за снятия локдаунов большая часть будет сообщать об улучшении по сравнению с предыдущим периодом (когда действовал локдаун). Индексы были не особо информативны в мае и в июне, однако в данных за июль я выделил компонент занятости как ключевой для ожиданий, так как в среду намечен релиз отчета ADP, а в пятницу — отчет департамента труда по безработице в июле (NFP). Кстати, для тех, кто сможет предсказать курс EURUSD на время выхода отчета, у нас предусмотрен крупный приз.
ФРС оставил вчера политику без изменений, но повторил мантру о «готовности сделать все необходимое» чтобы добиться восстановления активности до докризисного уровня. С прошлой депрессии нам известно, что это стандартная «посткризисная» формулировка политического курса ЦБ, которая обычно приводит к ослаблению национальной валюты. Кроме того, она обычно предваряет масштабные решения (старт QЕ, ревизия курса), что вероятно и произойдет на сентябрьском заседании. Для доллара это не очень хорошие новости, так как очевидно растут риски в сторону большего смягчения политики. Скорей всего, это будет переход к управлению долгосрочными ставками (пока опробовано только банком Японии).
Проводя антикризисную политику с начала марта ФРС сумел восстановить нормальное функционирование финансовых рынков (в основном за счет погашения кредитных спредов), снизил стоимость заимствований для некоторых заемщиков, в частности правительства (что выразилось в низкой доходности по облигациям казначейства). Сюрпризом вчера стало продление антикризисных кредитных механизмов (т.н. lending facilities) до конца 2020, репо и валютных свопов до марта 2021, что подчеркивает одну очень важную идею — кризис (в частности, кризис ликвидности) мог быть только подавлен, но не побежден окончательно. В ответ на это мы даже увидели вчера небольшой рост спроса на доллар.