Рецензии на книги
Автор книги — Питер Тиль, основатель компаний PayPal и Palantir и инвестор в бигтехи. Рассчитывал узнать больше из личной деятельности Тиля, но книга оказалась неким винегретом из советов по бизнесу и общедоступных историй про компании и предпринимателей. Но читать читать было интересно.
Уже на первых страницах Тиль говорит, что универсальной формулы успеха предпринимателя не существует:
«Парадокс обучения искусству предпринимательства заключается в том, что такая формула просто-напросто не существует. Любая инновация уникальна, и ни один авторитет не может перечислить последовательность шагов, ведущую к званию новатора. Единственное действенное правило, которое мне удалось вывести, гласит, что успешные люди находят шансы для обогащения в самых неожиданных местах, доходят они до этого собственными представлениями, а не за счет каких-то там формул».
Есть прогресс горизонтальный, когда что-то работающее масштабируется и распространяется. Например, глобализация.
А есть прогресс вертикальный — означает создание новых сущностей, которых никто ранее не делал, например, абсолютно новой технологии. Это и есть переход от нуля к единице.
Тиль делит мировой прогресс на несколько этапов:
С конца 18 века (паровой двигатель) по 1914 год (Первая Мировая война) — быстрое развитие технологий и ускоренная глобализация.
1914-1970-е (подключение к глобализации Китая) — бурный рост технологий и небольшая глобализация.
С 1970-х — началась эпоха глобализации, сопровождавшаяся весьма ограниченным ростом технологий, в основном связанных с компьютерной техникой.
«Жившие в конце 1960-х, они полагали, что прогресс будет продолжаться. Они мечтали о четырехдневной рабочей неделе, об энергии настолько дешевой, чтобы потреблять ее можно было не считая, об отпуске, проведенном на Луне. Но этого не произошло. Смартфоны, отвлекающие нас от реальности, мешают нам заметить тот факт, что эта самая реальность остается удивительно старомодной. С середины XX столетия принципиальные изменения коснулись лишь компьютерной сферы и технологий связи».
Далее в книге Питер Тиль рассуждает, как построить бизнес, который сможет создавать прорывные технологии. Начинает с бума и последовавшего крах доткомов в начале 00-ых.
Предприниматели, пережившие его, усвоили четыре больших урока:
Но Тиль считает что, возможно, правильнее действовать строго противоположным образом.
Что может обеспечить компании наибольшую устойчивость? Собственная технология. Ее наличие – гарантия того, что ваш продукт будет крайне сложно или вообще невозможно воспроизвести.
«Вот вам неплохой практический совет: собственная технология должна быть как минимум в десять раз лучше, чем у ближайшего конкурента, по какому-либо ключевому параметру. Самый простой способ сделать что-то в 10 раз лучше, чем у других, – изобрести нечто принципиально новое. Если вы создадите нечто действительно ценное на пустом месте, рост стоимости может быть практически бесконечным. К примеру, таблетки, избавляющие от необходимости спать без вреда для здоровья, или лекарство от облысения, безусловно, подарят изобретателю абсолютную монополию на рынке».
Интересное заключение:
Представьте, что происходит, когда успешный предприниматель продает свою компанию. Что он делает с полученными деньгами? В мире, где основой благополучия стали финансы, действие разворачивается так:
Ни в каком пункте по ходу этой цепочки никто из ее участников не знает, что следует делать с деньгами в реальной экономике. Но в мире неопределенности люди сами предпочитают не ограничивать свои возможности, поэтому деньги имеют бо́льшую ценность, чем что угодно другое, что вы в итоге можете сделать с их помощью. При определенном взгляде на будущее деньги – это лишь средство для выполнения главной задачи, а не главная задача сама по себе».
Далее Тиль рассказывает, как работает венчурный капитал. Главная цель венчурного капиталиста – найти и профинансировать многообещающую компанию на самом старте, а затем получать дивиденды от ее деятельности.
«Однако большинство компаний, получивших финансирование из венчурных фондов, не доживают до IPO или продажи: гораздо чаще они терпят неудачу, причем вскоре после старта. Из-за этих ранних крахов венчурный фонд поначалу обычно теряет деньги. Венчурные капиталисты надеются, что через несколько лет после старта стоимость фонда значительно вырастет и он сможет выйти на точку безубыточности либо преодолеть ее, – как раз тогда, когда наиболее успешные компании, входящие в его портфель, резко рванутся вперед и начнут расти по экспоненте. Главный вопрос – когда произойдет этот рывок?»
Главный секрет венчурного капитала заключается в том, что в случае успеха самая удачная из инвестиций фонда приносит ему не меньше, а часто и больше доходов, чем все остальные инвестиции, вместе взятые. Из этого следуют два очень странных правила для венчурных капиталистов:
Как не прогореть?
Большинство компаний, действовавших в этой сфере, прогорели потому, что не подумали над одним или несколькими из семи вопросов, на которые должен ответить любой бизнесмен.
«Если у вас нет на них ответов – вы попадете в многочисленную когорту тех, кому «не повезло», и ваша компания прогорит. Если вы справились с этой великолепной семеркой – вы оседлаете удачу и ваш бизнес ждет успех. Быть может, вы справитесь, даже если у вас есть пять или шесть хороших ответов».
❓ Читали? Что еще посоветуете?
—
Мой канал в Телеграм и в Вконтакте.