Совокупная выручка российских авиакомпаний в 2023 году выросла на 31%, до 1,37 трлн руб., что стало абсолютным максимумом и превысило уровни 2019 года, говорится в аналитическом отчете АКРА, с которым ознакомился “Ъ”. Однако
при корректировке на инфляцию выручка сопоставима с уровнем 2014–2015 годов, притом что пассажиропоток (105 млн человек) вернулся к показателям 2017 года.
Рост выручки
объясняется ростом цены билета. За последнее десятилетие аналитики выделяют два периода резкого повышения цен — с 2015 по 2016 год и в 2021 году. По оценке АКРА, с учетом накопленной с 2019 года инфляции (40%) в 2023 году рост цен на билеты лишь отыгрывал «отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы».
Вторым фактором роста выручки авиакомпаний стало
увеличение средней дальности перелета — с 1,85 тыс. км в 2019 году до 2,2 тыс. км в 2023 году, что связано с развитием внутреннего туризма.
По мнению аналитиков,
наиболее значимый рост цен на авиабилеты уже произошел, а их дальнейшее существенное увеличение может негативно сказаться на объемах перевозок, при этом
операционные расходы продолжат расти из-за удорожания обслуживания парка и индексации расходов на оплату труда персонала.
Собеседник “Ъ” в авиаотрасли отметил, что операционные расходы группы «
Аэрофлот» в 2023 году выросли без учета оплаты труда и
амортизации на 30%, до 411 млрд руб. При этом расходы на обслуживание
самолетов выросли более чем на 80%.
www.kommersant.ru/doc/6595032