Копипаст
От Орландо до Абу-Даби Disney и Comcast вкладывают десятки миллиардов долларов и свои лучшие интеллектуальные продукты в борьбу за будущее интерактивных развлечений.
21 мая компания NBCUniversal задействовала звёзд, дроны, фейерверки, гигантские фонтаны в стиле «Белладжио» и закадровый голос Стивена Спилберга, чтобы официально открыть свой самый масштабный проект в сфере иммерсивных развлечений: «Эпическая вселенная» в Орландо, штат Флорида.
Но за несколько часов до празднования генеральный директор Comcast Брайан Робертс всё ещё размышлял о том, что на самом деле означает «момент гордости» для его компании. Стоя на лестнице в ресторане Atlantic в Epic, Робертс смотрел на фонтаны и сады Небесного парка — центрального элемента тематического парка (на создание которого ушло около 10 лет и более 7 миллиардов долларов), соединяющего «порталы» с тематическими мирами.
«Это худший вариант из всех возможных», — сказал Робертс, отметив, что не так давно это была просто грунтовая площадка в нескольких минутах езды от конференц-центра округа Ориндж. «Он будет развиваться, цвести и расти».
Epic Universe — это, пожалуй, самый масштабный проект развлекательных компаний в области тематических иммерсивных развлечений. В то время как традиционные формы медиа, такие как платное телевидение и кино, испытывают трудности или работают нестабильно, а стриминговые сервисы развиваются, но не приносят такой прибыли, как медиа в прошлом, прямые трансляции стали главным стратегическим приоритетом. Walt Disney Co. и NBCUniversal, принадлежащая Comcast, вкладывают в эту сферу больше денег, чем кто-либо другой. Disney публично заявила о капитальных затратах в размере 60 миллиардов долларов, а Universal — о собственных миллиардных инвестициях, хотя президент Comcast Майк Кавана шутит, что «мы не говорим о миллиардах долларов в точных цифрах».
Какими бы ни были конкретные инвестиции, результатом стал настоящий бум тематических парков и иммерсивных развлечений. «Я думаю, что для многих из этих компаний это рычаг роста, а также рычаг получения прибыли, — говорит Скотт Парди, руководитель отдела СМИ в KPMG в США. — Если посмотреть на рентабельность этих различных парков и развлечений, то она довольно высока по сравнению с линейными предприятиями, испытывающими трудности, или даже с лучшими в своём классе стриминговыми сервисами».

Disney, например, сообщает, что в 2024 финансовом году выручка её подразделения, занимающегося развлечениями и потребительскими товарами, составила 34,2 миллиарда долларов, а операционная прибыль сегмента — 9,3 миллиарда долларов. Выручка подразделения тематических парков NBCUniversal в 2024 году составила 8,6 миллиарда долларов, а показатель EBITDA — 2,9 миллиарда долларов.
Этот бизнес также соответствует потребностям рынка, заполняя нишу для потребителей, которые хотят отвлечься от своих экранов (пусть и заполненных персонажами с тех же платформ).
«Я думаю, что сейчас самое подходящее время для того, чтобы заниматься этим бизнесом, — говорит Джош Д’Амаро, председатель совета директоров Disney Parks, Experiences and Products. — Мы наблюдаем конвергенцию, когда великие истории объединяются с передовыми технологиями, а физические и иммерсивные впечатления — друг с другом. Это то, чего жаждут потребители, то, что они ищут».
«Я думаю, что одна из самых замечательных особенностей бизнеса, связанного с впечатлениями, заключается в том, что ничто не заменит живого общения, — говорит Кавана, отмечая «сдвиги», которые компания наблюдает в сфере потребления развлечений. — Вы откладываете телефоны, погружаетесь в происходящее и испытываете всё это на себе».
И этот опыт будет становиться всё более глобальным. В то время как Disney и Universal создают основные центры, которые продолжают расширяться в Орландо, Флорида, и Южной Калифорнии, следующая волна новых парков будет разбросана по всему миру.
В апреле компания Universal объявила о планах построить тематический парк стоимостью в несколько миллиардов долларов в Великобритании, а в мае компания Disney объявила о сделке по созданию курорта на острове Яс в Абу-Даби, который, по словам Д’Амаро, станет самым «технологичным» парком компании.
Глобальные ставки основаны на тезисе о том, что, хотя многие потребители готовы лететь во Флориду или Калифорнию, чтобы посетить тематический парк, открытие более близких вариантов может расширить потенциальный рынок за счёт людей, которые не могут позволить себе такую поездку или по другим причинам не в состоянии её совершить. У компаний уже есть парки в Китае и Японии, а парижский Диснейленд стал европейским филиалом.
И Disney, и Universal считают, что у них есть свой секретный ингредиент, который помогает их проектам выделяться в мире, где нет недостатка в тематических парках.
«Нет другой компании, которая так активно инвестировала бы в технологии. Разработчики Imagineers продолжают делать это и сегодня. Нет другой компании, которая обладала бы таким физическим и цифровым потенциалом, чтобы рассказывать эти истории и поддерживать связь с нашими потребителями по всему миру, — говорит Д’Амаро. — Таким образом, компания Walt Disney, благодаря своему набору интеллектуальной собственности, технологий и платформ, не имеет себе равных».
Действительно, интеллектуальная собственность лежит в основе бизнеса обеих компаний, и их подход к ней кардинально отличается.
Disney, конечно же, стремилась использовать всю интеллектуальную собственность компании при создании новых развлечений, начиная с торжественного открытия Диснейленда, когда главными аттракционами были «Питер Пэн» и «Белоснежка». Компания также умело использовала слияния и поглощения для достижения этой цели. Рассмотрим многие из недавних и будущих дополнений к Диснейленду в Анахайме, в том числе зоны и аттракционы по мотивам «Звёздных войн» (приобретены в 2012 году), Marvel (приобретены в 2009 году) и «Аватара» (приобретены в 2019 году).
Тематические парки всё чаще становятся неотъемлемой частью творческого процесса компании. «Когда Кевин Файги думает о своём следующем фильме Marvel, я тоже думаю. Моя команда с самого начала думает о мирах, которые он собирается создать, о персонажах, которые оживут, — объясняет Д’Амаро. — Мы думаем о том, как перенести эту историю с экрана в тематический парк, на аттракцион, в потребительский продукт, в игру. Это начинается очень, очень рано.
Компания Universal, конечно же, тоже взяла на вооружение эту стратегию. Epic Universe включает в себя зоны, основанные на интеллектуальной собственности Universal, такие как «Как приручить дракона» — остров Берк, а также монстров Universal, таких как Франкенштейн и Дракула. Но компания также приняла стратегическое решение сотрудничать с третьими сторонами, владеющими привлекательной интеллектуальной собственностью, и убеждать владельцев прав в том, что они могут повысить популярность своих объектов и персонажей, воплотив их в жизнь в парках Universal. Вспомните успех «Гарри Поттера» в Орландо и Super Nintendo во Флориде, Калифорнии и Японии.
«Нет ни одного автора, который не хотел бы, чтобы его интеллектуальная собственность была представлена миру так, как это будет происходить в этих парках», — сказал Кавана, добавив, что этот опыт «придаёт интеллектуальной собственности дополнительную ценность для дальнейшего использования авторами при написании новых книг, создании новых фильмов и телешоу».
Компания Universal сделала ставку на полное погружение в «Эпическую вселенную». В каждой из локаций, доступных из «Небесного парка», посетители словно переносятся в вымышленные миры «Гарри Поттера» или «Как приручить дракона». Многие новые аттракционы в парках Disney направлены на создание таких же захватывающих миров, как «Звёздные войны: Край Галактики» и «Пандора» в «Царстве животных».
Мир Super Nintendo открылся в рамках проекта Comcast Epic Universe в Орландо, штат Флорида. Универсальные направления и впечатленияСтоя в тени американских горок Donkey Kong в парке Super Nintendo Land, креативный директор Epic Universe Стив Тэтхэм вспомнил, как тесно его команда сотрудничала с креативным директором Nintendo Сигэру Миямото при разработке мира. «Мы работали с ними, чтобы подчеркнуть то, что действительно важно, — сказал Тэтхэм. — Так что это не столько отсылка к определённому кадру из фильма, определённой сцене или конкретной видеоигре, сколько к тому, что в этих персонажах и историях находит отклик».
«Это игра в монетизацию интеллектуальной собственности, и дело в том, что это проверенная экономическая модель, в то время как стриминг — наименее проверенная модель», — говорит Парди из KPMG. Он отмечает, что для таких масштабных проектов, которые реализуют компании, существует «ограниченное количество» возможностей для расширения.
Именно поэтому, помимо новых флагманских курортов по всему миру, обе компании всё больше ресурсов вкладывают в менее масштабные проекты. Компания Disney запустила свою круизную линию Disney Cruise Line 30 лет назад. Но теперь она готова придать ей новый импульс. Компания заявляет, что к 2031 году удвоит размер своего флота, надеясь, что её тематические суда будут заходить в большее количество портов и стран. Например, в конце этого года судно Disney Adventure отправится из своего нового порта приписки в Сингапуре.
Крещение Disney Treasure в Нью-Йорке в ноябре 2024 года. DisneyТем временем Universal экспериментирует с двумя новыми концепциями в США: круглогодичный аттракцион «Дом с привидениями» под названием Horror Unleashed, первый из которых откроется в следующем месяце в Лас-Вегасе, а второй — в бывшем здании Chicago Tribune в Чикаго в 2027 году. А в следующем году компания откроет новый тематический парк в обширном пригороде Фриско, штат Техас. Он будет меньше по размеру и масштабу, чем тот, что компания построила во Флориде, и будет ориентирован на семьи с маленькими детьми. В парке будут аттракционы по мотивам «Шрека», «Троллей» и «Губки Боба Квадратные Штаны».
Несмотря на жёсткую конкуренцию, руководители обеих компаний в частном порядке (а в некоторых случаях и публично) признают, что каждая из них в конечном счёте получает выгоду от инвестиций, особенно в Орландо.
«Если в центральной Флориде будет построено что-то новое, например Epic Universe, и это привлечёт дополнительных туристов, я почти гарантирую, что новый турист, появившийся на рынке, захочет посетить Волшебное королевство», — сказал Д’Амаро на конференции MoffettNathanson в мае.
Моффетт НатансонДействительно, 14 июля исследовательская компания Rob Fishman опубликовала отчёт, основанный на посещении Орландо и альтернативных источниках данных, таких как среднее ежедневное время ожидания, в котором говорится, что открытие Epic Universe практически не повлияло на спрос на парки Disney в Южной Флориде. Руководители Universal тем временем делают ставку на то, что Epic Universe и её тематические зоны станут такими же обязательными для посещения, а инвестиции сделают их парки основным местом притяжения для большего числа посетителей.
Конечно, ни одна из компаний не собирается почивать на лаврах. На своей конференции D23 в прошлом году Д’Амаро объявил о множестве новых локаций и аттракционов в Калифорнии, Франции и Китае, основанных на таких интеллектуальных правах, как «Энканто», «Коко», «Король Лев» и «Индиана Джонс».
А руководители Comcast уже предвкушают, что ещё они смогут сделать в Epic Universe. В ресторане Atlantic в парке, где по потолку медленно плыли моторизованные скульптуры рыб, Марк Вудбери, председатель и генеральный директор Universal Destinations & Experiences, поделился своим видением будущего парка: «Сидя здесь, вы не видите все зоны расширения, которые находятся за пределами тех пространств, которые вы видите, — сказал Вудбери. — Это первый шаг к эпическому будущему». Здесь много места для расширения, и мы уже думаем о том, как это реализовать.
Аналитик Bank of America Джессика Райф-Эрлих, например, прогнозирует, что «Злой мир [это], скорее всего, будущий портал, по нашему мнению [в Epic]», учитывая успех франшизы Universal. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить себе сверкающий Изумрудный город, построенный между островом Берк и Парижем из «Гарри Поттера» .
Однако всплеск интереса к бизнесу, связанному с впечатлениями, сопряжён со значительными рисками, и не обязательно из-за того, что в эту сферу приходят новички (порог входа остаётся стабильно высоким), а из-за финансовых и внешних факторов. Создание впечатлений обходится невероятно дорого, а от замысла до реализации могут пройти годы (генеральный директор Disney Боб Айгер говорит, что на разработку парков обычно уходит до двух лет, а на строительство — ещё пять лет). В отличие от фильмов или телешоу, которые после выхода практически не требуют затрат, впечатления требуют большого штата сотрудников и постоянного обслуживания. Эти операционные расходы сохраняются даже при снижении спроса.
Как показала пандемия COVID-19, спрос может измениться без предупреждения. Руководители компаний по-прежнему обеспокоены возможным сокращением числа иностранных туристов, посещающих США. В мае финансовый директор Disney Хью Джонстон сообщил аналитикам с Уолл-стрит, что компания ощутила влияние пандемии в размере от 1 до 1,5 %, хотя внутренний спрос пока компенсирует эту тенденцию.
Каким бы важным ни был интеллектуальный контент, если он неправильно используется или устаревает, это может снизить интерес к объекту. Управлять интеллектуальным контентом и объектами на протяжении многих лет или десятилетий непросто.
Диснейленд не был первым тематическим парком, но нет никаких сомнений в том, что современная идея иммерсивного тематического парка восходит к торжественному открытию Диснейленда 17 июля 1955 года. Речь идёт не только о создании иммерсивного мира, где семьи могут пережить свои любимые истории в реальной жизни, но и о том, чтобы каждый раз, когда они приходят в парк, они могли увидеть и сделать что-то новое. Компании взяли этот подход на вооружение, рассчитывая, что частые инвестиции окупятся в долгосрочной перспективе.
«Вы по-прежнему хотите предаваться воспоминаниям о детстве, проведённом с семьёй, прогуливаясь по Мейн-стрит, но при этом вам хочется знать, что в каждом вашем визите в Диснейленд вас ждёт что-то новое, — говорит Д’Амаро. — Это прекрасный баланс между ностальгией, которую все хотят испытывать, и новизной, которой мы обязаны нашим поклонникам».
Джош Д’Амаро и Боб Айгер из Disney выступают на праздновании 70-летия курорта Диснейленд 17 июля 2025 года в Анахайме.В честь 70-летия Диснейленда он официально открыл свой новейший аттракцион: реалистичный аниматронный образ самого Уолта Диснея, который с помощью архивных аудиозаписей рассказывает посетителям о своей философии повествования:
«На самом деле в нашем подходе нет ничего секретного. Мы продолжаем двигаться вперёд, открываем новые двери, делаем что-то новое, потому что нам любопытно, — голос Диснея разносится по залу Оперного театра на Мейн-стрит. — Любопытство ведёт нас по новым путям. Мы всегда исследуем и экспериментируем, нам интересно делать что-то весёлое, дарить людям радость и смех. Но я лишь надеюсь, что мы никогда не будем забывать об одном: всё началось с мыши».

«Вы плохо замазали китайскую бирку». Чего добилось российское «импортозамещение» с 2022 года
Таможня начала пугать россиян мошенниками, предлагающими дешево купить машину за границей
Кто подал Путину идею «душить» иностранные сервисы в интернете? Рассказываем о связанном с «Ростехом» бизнесе Станислава Иодковского
Чем помешали мессенджеры и онлайн-кинотеатры? Интернет-пользователей выгоняют из легального поля в серую зону.
Разработчики ИИ боятся, что скоро сами перестанут понимать, как он работает. В итоге нейросети будут обманывать пользователей, преследуя собственные интересы