Копипаст

ИИ меняет подход к обучению студентов по всему миру. Но пробелы в политике, поддержке преподавателей и доступе к технологиям могут оставить миллионы людей позади
Искусственный интеллект может превратиться из дополнительной опции в образовательных учреждениях в неотъемлемую часть процесса обучения. По крайней мере, об этом свидетельствуют такие события, как решение Университета штата Огайо внедрить модули по освоению ИИ во все программы бакалавриата к осени 2025 года. И это не единичный случай. Ещё в октябре 2024 года в Калифорнии был принят закон, обязывающий школы включать в свои учебные программы обучение работе с ИИ.
В апреле 2025 года президент Дональд Трамп издал указ, направленный на то, чтобы у американской молодёжи была «возможность развивать навыки и знания, необходимые для использования и создания технологий искусственного интеллекта следующего поколения». Этот указ был издан вскоре после того, как Китай этой осенью ввёл обязательное обучение искусственному интеллекту для всех учащихся начальной и средней школы по всей стране.
Без сомнения, потенциал ИИ привлёк внимание как преподавателей, так и политиков и предпринимателей. Как сказал Вакас Сухайль, соучредитель и генеральный директор DaMeta1, который тесно сотрудничал с государственными и частными учреждениями, внедряющими интеллектуальные системы обучения, «мы вступаем в фазу, когда ИИ в образовании — это уже не столько новинка, сколько инфраструктура, которая становится частью самой системы — незаметно, быстро и неравномерно».
Несмотря на то, что этические вопросы, связанные с использованием этих инструментов, по-прежнему актуальны, а шумиха вокруг них уже улеглась, основные тенденции говорят о том, что эта технология кардинально меняет ситуацию даже в сфере образования.
От Шумихи К реальностиСухейл считает, что наиболее эффективные приложения на основе ИИ в сфере образования не просто автоматизируют процессы, но и адаптируются к ним. Именно поэтому он утверждает, что истинный потенциал ИИ в сфере образования заключается не в замене учителей, а в том, чтобы высвободить их время и расширить их возможности.
Одним из примеров является платформа Ilmversity от DaMeta1 — инструмент для создания виртуальных классов, в которых ИИ-репетиторы персонализируют уроки и предоставляют учителям аналитические данные в режиме реального времени. При поддержке программ акселерации Microsoft и AWS она является частью более широкой волны платформ, продвигающих адаптивное обучение. Хотя метавселенная, возможно, и исчезла из заголовков, персонализация на основе ИИ — одна из её наиболее практичных идей — по-прежнему набирает популярность в сфере образования.
ДаМета1Генеральный директор DaMeta1 Вакас Сухайль (в центре) с командой компании в СШАПодсказка: получайте самые важные новости недели об искусственном интеллекте, самых популярных компаниях и смелых прорывах в вашем почтовом ящике.
Другие инструменты также внедряют обучение с использованием искусственного интеллекта в школах — от Khan Academy’s Khanmigo, который предлагает обучение в стиле Сократа, до Google LearnLM — модели, обученной специально для образовательного диалога. Вместе эти платформы тестируют возможности персонализированного обучения с использованием искусственного интеллекта.
«Лучшие инструменты на основе ИИ освобождают учителей от административной нагрузки и дают им возможность делать то, что не под силу ни одной системе, — укреплять доверие, мотивировать и учитывать нюансы, — сказал мне Сухейл. — Будущее не за противостоянием ИИ и учителей, а за сотрудничеством ИИ и учителей».
Эта идея начинает набирать обороты. Пол Тюдор Джонс рассказал Bloomberg’s Open Interest, что виртуальные репетиторы на базе ИИ могут «значительно улучшить результаты обучения студентов из малообеспеченных семей, сократив неравенство в сфере образования». В Великобритании Джилл Даффи из Cambridge University Press & Assessment в письме, опубликованном в Financial Times, предупредила, что ИИ должен «дополнять, а не заменять участие человека в обучении», добавив, что «вместо того, чтобы спрашивать, использовали ли студенты ИИ, мы должны спросить, как именно они его использовали».
Данные также подтверждают это. Одно из исследований, проведённых Common Sense Media, показало, что 70% подростков в США сейчас используют инструменты на основе генеративного ИИ для выполнения школьных заданий. Тем временем Всемирный экономический форум прогнозирует, что к 2026 году ИИ уничтожит девять миллионов рабочих мест, но при этом создаст одиннадцать миллионов. По словам Сухейла, это не просто смена рабочей силы. «Это движущийся разрыв в уровне грамотности».
Этот разрыв наблюдается не только в США. Например, в ОАЭ в рамках государственно-частного партнёрства разрабатываются учебные программы по искусственному интеллекту для государственных средних школ, согласно недавним заявлениям правительства. Южная Корея также планирует поэтапно внедрять цифровые учебники на основе искусственного интеллекта для школьников с 8 лет, а к 2028 году обеспечить полную интеграцию по нескольким предметам.
Гонка за правильным решениемРуководители образовательных учреждений по всему миру изо всех сил стараются не отставать. В программе ЮНЕСКО «Образование-2030» школам рекомендуется отдавать предпочтение инклюзивным, справедливым и ориентированным на человека инструментам ИИ. ОЭСР и Европейская комиссия также представили AILit — систему, которая «определяет основные знания, навыки и установки, необходимые молодым людям для уверенного и критического взаимодействия с системами ИИ».
Но внедрение происходит неравномерно. Некоторые школы полностью запретили использование ИИ, в то время как другие внедряют его без чётких инструкций или обучения. Однако Сухайль считает, что такая несогласованность — это одновременно и риск, и признак прогресса. «Каждая система образования находится на своём начальном этапе. Сейчас важно понять, можем ли мы наращивать потенциал, а не только технологии, — отметил он. — Проблему на уровне учреждения нельзя решить с помощью программного патча».
Это предупреждение находит отклик у руководителей образовательных учреждений, которые предостерегают от чрезмерного увлечения технологиями. «Слишком большое количество технологий может отодвинуть на второй план учителей, которым вместо этого следует сосредоточиться на развитии навыков обучения и любознательности», — говорит Даффи.
Тем не менее глобальная гонка идёт — не только за внедрением ИИ, но и за ответственным подходом к нему. Страны переосмысливают подход к обучению в мире, где доминирует ИИ, — от подготовки учителей до оценки знаний учащихся.
Что будет ПослеТеперь проблема заключается не только в том, у кого есть доступ к ИИ, но и в том, как его преподают и кто останется за бортом, если системы не смогут адаптироваться. Сухейл считает, что сейчас у нас есть редкая возможность повлиять на то, как ИИ используется в образовании. Это значит, что нужно инвестировать не только в платформы, но и в людей, политику и цели.
Требования к грамотности в сфере ИИ по всему миру и рост популярности инструментов обучения, основанных на ИИ, несомненно, знаменуют собой структурные изменения в глобальном образовании, которое вступает в эпоху ИИ. Но, как отмечают эксперты, само по себе внедрение не означает прогресс. Важно то, кто получает выгоду, насколько справедливо используются инструменты и действительно ли они улучшают результаты.
«Вопрос не в том, придёт ли ИИ в школы. Он уже там, — сказал Сухейл. — Вопрос в том, создаём ли мы системы, которые будут полезны всем учащимся, или только некоторым из них».
Читайте еще:
Что нужно знать о Tor и как им пользоваться. Подробно и просто рассказываем о популярном и надежном способе обхода
Предкризисное настроение. Четыре отрасли российской экономики, которые рухнут первыми от высоких ставок и снижения спроса
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" — все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах