Введение последних
санкций США в отношении российской СПГ-отрасли создало угрозу для достижения целей правительства РФ по выпуску 100 млн тонн СПГ к 2030 году.
Так, санкции в отношении завода
НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», где уже в начале этого года должна была заработать первая линия сжижения на 6,6 млн тонн, уничтожили прежнюю логистическую схему проекта, предусматривающую перевалку СПГ на суда—плавучие хранилища в Мурманске и на Камчатке. Под санкции попали оператор проекта будущего завода в Усть-Луге «Русхимальянс» и якутский проект Альберта Авдоляна «Глобалтэк». С большой долей вероятности такие же ограничения будут введены на все будущие СПГ-проекты.
Несмотря на это власти РФ сохраняют намерение выйти на производство 100 млн тонн СПГ к 2030 году при текущем производстве около 33 млн тонн.
Опрошенные “Ъ” источники в правительстве считают, что проекты будут строиться и поводов для их заморозки, существенной сдвижки сроков или пересмотра параметров программы развития СПГ нет.
Вместе с тем собеседники “Ъ”, которые участвуют в СПГ-проектах со стороны бизнеса, считают, что поводов для оптимизма мало.
«В первую очередь стала очевидна уязвимость российского флота СПГ-танкеров, из-за чего «Арктик СПГ-2» до сих пор не может приступить к отгрузкам", - поясняет один из участников рынка.
По словам
трейдеров, сейчас даже китайские и индийские крупные покупатели не готовы брать грузы с санкционных проектов.
В стадии строительства находится и проект «Русхимальянса» (СП «
Газпрома» и «Русгаздобычи») на Балтике, речи о его заморозке нет, говорят источники “Ъ” в правительстве и близкие к «Газпрому».
Исходя из того, что на вывоз 1 млн тонн СПГ в год из России в Азию требуется в среднем один танкер, всем планируемым в РФ до 2030 года СПГ-проектам потребуется до 100 танкеров. Из них законтрактован только 21 танкер повышенного ледового класса Arc7 для «Арктик СПГ-2»: шесть — на южнокорейской верфи Hanwha Ocean, 15 — на судоверфи «
Звезда» (попала в SDN List, управляется «
Роснефтью», «Роснефтегазом» и
Газпромбанком).
По оценкам источников “Ъ”, НОВАТЭК в текущем году вряд ли получит танкеры со «Звезды».
Нет ясности, где будут строиться танкеры для остальных перспективных СПГ-заводов, так как после последнего пакета санкций США ключевым верфям, расположенным в Южной Корее, Китае и Японии, сложно работать с российскими клиентами.
«Русхимальянс», по данным “Ъ”, обсуждал строительство газовозов с китайскими верфями, но твердый контракт заключен не был.
Чрезмерная загрузка «Звезды» негативно сказывается на сроках сдачи судов, а необходимость крупнотоннажной верфи, в том числе и для строительства газовозов, крайне актуальна, подчеркивает Михаил Григорьев. Но для этого, по его мнению, необходимо развитие собственных компетенций в проектировании и крупнотоннажном судостроении, что представляет собой. «задачу не ближайших лет, а следующих десятилетий».
www.kommersant.ru/doc/6564364