Блог им. igotosochi

Новое IPO — Евротранс или АЗС Трасса, тысяча чертей

Бум IPO продолжается, на очереди Евротранс и их сеть заправок Трасса. Конечно, о нём уже давно было известно, тем не менее, оно на данный момент ближайшее, если только кто-то неожиданно не успеет заскочить раньше. Амбассадором для хайпа даже выбрали известного Боярского, в честь которого даже был назван коктейль.

Предыдущие IPO, про которые я с удовольствием писал: ВУШGeneticoCarMoneyАстраHenderson. Если они не станут ежедневными, то и дальше буду писать, не пропустите.

Новое IPO — Евротранс или АЗС Трасса, тысяча чертей 

Сначала рецепт коктейля «Боярский». Налить в стопку 25 мл гренадина. Сверху коктейльной ложкой или по лезвию ножа уложить слой из 25 мл водки. Добавить 4-5 капель Табаско. Из-за разницы в плотности составляющих соус пройдет водку насквозь и расположится сверху Гренадина. Пить залпом.

Теперь пару слов о рецепте IPO. Налить в уши инвесторов немного финансовой отчётности, рассказать о том, как бизнес полетит на луну, добавить про дивиденды, воспользоваться тем, что наш рынок превратился в песочницу, и инвесторы готовы на любой движ. Продать акции по любым ценам. Конкретно у Евротранса — по 250 рублей за акцию. 

Новое IPO — Евротранс или АЗС Трасса, тысяча чертей 

Теперь от лирики — к дебютанту. Евротранс с двух ног влетел на биржу, разместив несколько выпусков облигаций. 3 выпуска (до 2025, 2026 и 2027 годов) на 11 млрд, доходность выше 14% — не ужасно, но при нынешней ставке ЦБ и не отлично.

У Трассы 55 заправок, нефтебаза, бензовозы и супермаркеты на АЗС. Регион — Москва и МО. Кроме жидкого топлива есть и зарядки для электромобилей. Есть своё производство незамерзайки и еды. На 33 из 55 можно зарядить электромобиль, в планах увеличить количество АЗС до 64 за год, а также на всех установить электророзетки. Кроме того, есть 1 млн лояльных клиентов (по словам компании).

К финансам. По итогам 1П2023 выручка увеличилась в 3,1 раза, до 45,5 млрд рублей, на фоне роста оптовых продаж и средней цены на топливо. Показатель EBITDA за полугодие вырос в 2 раза, до 4,2 млрд, в основном благодаря росту выручки. За последние 2 полугодия EBITDA составила 8,6 млрд. Вопрос: будут ли покупать оптом так же активно и дальше, или мы увидим трёхкратное падение выручки? Или на продаже кофе будут зарабатывать ещё больше? По сопутствующим-то товарам они лидеры, но всё равно основное — это бензин и в перспективе электричество.

Новое IPO — Евротранс или АЗС Трасса, тысяча чертей 

Чистая прибыль за 1П2023 года составила 1,4 млрд рублей. Большая часть операционной прибыли уходит на проценты по долгу, из-за чего снижается чистая прибыль. Чистый долг на 1П2023 года составил 15,9 млрд рублей, а показатель Чистый долг / EBITDA в районе 1,84, если считать EBITDA за 2П2022 и 1П2023. Год назад казалось, что компания берёт долги как не в себя, этот показатель был больше 4. Но тут стоит принять во внимание удачную конъюнктуру. А также важно понимать, что рост выручки пришёлся на оптовую продажу топлива, которая выросла в 5 раз п/п.

Новое IPO — Евротранс или АЗС Трасса, тысяча чертей 

Эксперты БКС оценивают собственный капитал в 30 млрд рублей. Также отмечают, что дивиденды будут очень скромными, несмотря на то, что планируют платить в первое время до 75% от чистой прибыли, а потом перейти на 40–50%. Дело в том, что на ближайшие 2–3 года много планов по развитию, а также большая часть прибыли будет уходить на долги.

Цена акций на IPO составит 250 рублей за штуку. Торги на бирже начнутся 21 ноября под тикером EUTR. К 106 млн акций выпустят ещё 106 млн по допэмиссии (увеличат количество в 2 раза), итого 212 млн акций по 250 рублей. Капитализация — 53 млрд. Или почти 1 млрд за заправку, если кто считает в заправках.

Прогнозный показатель P/E выходит около 17 — многовато. А вот прогнозный P/S меньше 1 — даже маловато. Дело в низкой рентабельности и высоких процентных платежах, для того-то и нужно ай-пи-оу. Увеличить капитализацию в 2 раза (а по мнению некоторых и в 3 раза), обменяв это вот всё на какие-то дивиденды с прибыли от зарядки электрокаров через 10 лет. Вообще, очень сложно оценивать компанию, у которой показатели скачут, масштабирование бизнеса в теории запредельное, а допэмиссия акций планируется на половину от имеющихся. Не готов брать на себя смелость делать прогнозов, куда пойдёт цена. Вдруг это реально бензоэлектрический алмаз?

На предыдущих IPO объёмы предложений были сравнительно небольшими. Сможет ли рынок переварить 26,5 млрд — интересный вопрос. Это же не айтишка, а бензин. Будем посмотреть. Что касается меня, то я подал небольшую заявку (40 акций). Скорее, из любопытства, а не из-за веры в компанию. Сам их услугами пользовался 1 раз. Заправка как заправка, внутри похожа на сельшоп.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про инвестиции, финансы и недвижимость.

★3
8 комментариев
С выводами согласен. 

К 212 млн акций выпустят ещё 106 млн по допэмиссии (увеличат количество в 1,5 раза), итого 318 млн акций

Если я верно понял, то они к 106 млн акций размещают ещё 106 на IPO и получается всего 212 млн. акций.

Или они ещё и допразмещение планируют провести?


Воронов Дмитрий, блин, ща перепроверил, и правда. 106 млн + допка на 106 млн, спасибо, поправлю
avatar
igotosochi, даже в этом случае у них мультипликатор P/E получается завышенным. 
Воронов Дмитрий, да, 17 выходит, тоже поправил. но тут все же стоит понимать, что у них высокие платежи, которые пока что сжирают прибыль, и прибыли в ближайшие годы большой не будет. 
avatar
На 33 из 55 можно зарядить электромобиль

Чиво-чивооо??? У них только 10 (десять!) ЭЗС сейчас



avatar
а чем евротранс принципиально лучше автозаправок от ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании). Зарядками для электро? ну идея это не новая, увидят спрос- поставят зарядки себе. Там тоже не дураки решения принимают. По мне -дорого. На хайпе IPO выходят.  С немалой закредитованностью. Риски велики, апсайта же огромного тут не вижу- новые автозаправки стоить это не доп лицензии ПО продавать
avatar
Gregori, чтобы появился спрос на зарядки, нужна инфраструктура для электрокаров, чтобы появилась инфраструктура для электрокаров, нужны электрокары, чтобы появились электрокары, нужны зарядки… ВИНКи может и не дураки, но это не тот случай, когда можно постфактум предложение сделать не потеряв долю рынка при этом. Кто первый встанет, того тапки и будут

Евгений Шестаков, электрозарядки ВИНКам не в кассу, ну не могут быть эти пчелы против своего нефте-мёда. ВИНКи на АЗС не ставят свои собственные зарядки, там аренда Россетей, это их элекро-мёд. Но это все  монстры неповоротливые в своём развитии. Первыми в эти тапки встать шансы хорошие у Евротранса
avatar

теги блога igotosochi

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн