Блог им. Koleso

Западные экономисты предложили снизить потолок цен на российскую нефть, перевозимую по морю, до $45 за баррель.

Группа западных экономистов, во главе с профессором Массачусетского технологического института и бывшим главным экономистом МВФ Саймоном Джонсоном, предложила снизить потолок цен на российскую нефть, перевозимую по морю, до $45 за баррель. В их работе были изучены последствия введения потолка цен в $60, установленного западными странами полгода назад.


Ранее введенные санкции запрещали западным компаниям оказывать услуги по перевозке, страхованию и финансированию поставок российской нефти, если ее цена превышала $60 за баррель. Ожидалось, что эти санкции могут привести к ограничению поставок российской нефти на рынок и резкому росту цен на нефть. Однако этого не произошло, и введение потолка цен, если он установлен ниже мировых цен, может даже способствовать их снижению и созданию более стабильных условий на рынке, согласно исследованию экономистов.

Эксперты указывают на два фактора, которые объясняют, почему производители нефти, включая Россию, могут увеличивать добычу при действующем потолке цен.

Первый фактор связан с желанием получить деньги в настоящий момент («хочу денег сейчас»), когда производители увеличивают предложение при фиксированных ценах, чтобы финансировать текущие расходы.

Второй фактор, называемый «эффектом смягчения», заключается в том, что экспортеры увеличивают добычу при низких ценах, чтобы компенсировать снижение доходов от нефти.

Исследование также показало, что установка потолка цен ниже текущих мировых цен на нефть приводит к росту экспорта нефти. Это противоречит распространенному мнению о том, что ограничение цен снижает стимулы производителей к добыче нефти.

После введения потолка цен в декабре 2022 года цены на нефть стабилизировались и немного снизились. Цена барреля нефти марки Brent сразу достигла минимального уровня за прошлый год ($76) и с тех пор остается стабильной ниже уровня $80 за баррель. Согласно Международному энергетическому агентству, средняя цена на российскую нефть марки Urals после установки потолка цен была ниже $60 за баррель.

В таких условиях Россия увеличила объемы экспорта нефти. В марте текущего года экспорт достиг рекордных значений с апреля 2020 года — 8,1 миллиона баррелей в сутки, преимущественно в Индию и Китай, по данным аналитической компании Vortexa.

В апреле текущего года, по оценкам МЭА, Россия экспортировала более 8,3 миллионов баррелей нефти и нефтепродуктов в день. Это самый высокий показатель с начала СВО. В сравнении, в 2021 году средний объем экспорта составлял 7,5 миллионов баррелей, а в 2022 году — 7,7 миллионов баррелей в день.

Минэнерго России закрыло доступ к статистике по добыче нефти и газа, объясняя это потребностью предотвращения «дополнительного давления на российский рынок и его участников». В середине мая вице-премьер России Александр Новак заявил, что страна сократила добычу нефти на 500 тысяч баррелей в соответствии с соглашением ОПЕК+. Однако Саудовская Аравия обвинила Россию в недостаточном соблюдении соглашения по сокращению добычи.

В долгосрочной перспективе исследователи признают, что потолок цен может оказаться неэффективным. Россия уже увеличивает использование «теневого» танкерного флота для перевозки нефти, что позволяет продавать ее выше установленного предела.

Экономисты предлагают снизить потолок цены на нефть с $60 до $45, что приведет к уменьшению доходов российского бюджета.

Авторы статьи делают следующие основные практические выводы:

  1. Снижение ценового потолка до примерно $45 за баррель является целесообразным. Это приведет к сокращению богатства России и усилит стимулы для увеличения добычи нефти.
  2. Необходимо препятствовать созданию теневого флота, чтобы повысить долгосрочную эффективность ценового потолка.

Однако, существуют некоторые проблемы с данными аргументами.

Во-первых, Россия преследует стратегию добровольного сокращения добычи нефти и сотрудничает с другими странами ОПЕК+. Таким образом, Россия уже реализует политику, направленную на противодействие механизму ценового потолка.

Во-вторых, оценка эффективности ценового потолка достаточно сложна из-за того, что цены на нефть Urals большую часть времени находились ниже $60 за баррель. Можно утверждать, что это было следствием ценового потолка, однако более вероятно, что на это повлияли более общие факторы.

В-третьих, имплементация и контроль ценового потолка со стороны западных стран сократились за последние месяцы. Это подтверждается снижением ставок фрахта на поставки российской нефти в Индию примерно на 50% с начала года.

Наконец, на западные судоходные компании в настоящее время приходится менее 30% перевозок российской нефти, около 20% перевозят компании, принадлежащие российским владельцам, а доля так называемого «теневого флота» (суда, зарегистрированные под удобным флагом с неясными сведениями о конечных владельцах) составляет около 30-40% и, вероятно, будет продолжать расти. Не ясно, как западные страны могут эффективно препятствовать этому процессу.

Авторы статьи делают следующие основные практические выводы:

  1. Снижение ценового потолка до примерно $45 за баррель является целесообразным. Это приведет к сокращению богатства России и усилит стимулы для увеличения добычи нефти.
  2. Необходимо препятствовать созданию теневого флота, чтобы повысить долгосрочную эффективность ценового потолка.

Однако, существуют некоторые проблемы с данными аргументами.

Во-первых, Россия преследует стратегию добровольного сокращения добычи нефти и сотрудничает с другими странами ОПЕК+. Таким образом, Россия уже реализует политику, направленную на противодействие механизму ценового потолка.

Во-вторых, оценка эффективности ценового потолка достаточно сложна из-за того, что цены на нефть Urals большую часть времени находились ниже $60 за баррель. Можно утверждать, что это было следствием ценового потолка, однако более вероятно, что на это повлияли более общие факторы.

В-третьих, имплементация и контроль ценового потолка со стороны западных стран сократились за последние месяцы. Это подтверждается снижением ставок фрахта на поставки российской нефти в Индию примерно на 50% с начала года.

Наконец, на западные судоходные компании в настоящее время приходится менее 30% перевозок российской нефти, около 20% перевозят компании, принадлежащие российским владельцам, а доля так называемого «теневого флота» (суда, зарегистрированные под удобным флагом с неясными сведениями о конечных владельцах) составляет около 30-40% и, вероятно, будет продолжать расти. Не ясно, как западные страны могут эффективно препятствовать этому процессу.

P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ —  ГИБбон  — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.

2 комментария
наверняка думали и считали годы создавая институты )
avatar
Пускай до 25 снижают сразу, вот хохма будет когда объёмы перевозок не упадут и всё поймут что эти клоуны только у себя в сортире свет запретить могут)))
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн