Стоит ли инвестировать в компании ЛГБТ?
ЛГБТ — это:
Почему это стоит делать?
В 2023 году самокаты — это скорее не про весело покататься в парке (хотя и это можно), а про добраться из пункта А в пункт Б. Это самостоятельный вид транспорта в городской среде наравне с автомобилем, автобусом или метро. Такая трансформация в России произошла благодаря развитию сервисов кикшеринга в конце 2010-х. Под кикшерингом понимается аренда электросамокатов с помощью мобильного приложения (от англ. kick scooter — «самокат», sharing — «совместное пользование»). Одним из пионеров этой индустрии стал стартап Whoosh, который вышел на улицы Москвы весной 2019-го.
Выручка операторов кикшеринга в России в 2021–2024 гг. вырастет почти в 7 раз – с 9 млрд до 60,4 млрд руб., говорилось в обзоре рынка кикшеринга консалтинговой компании Б1 (бывшая EY).
По сути бизнес модель держится на том, что мало кто захочет купить себе самокат за 30-40 косарей.
Но берут как за авто!
Сколько стоит прокатиться по Москве
Тарифы у всех четырех операторов состоят из двух частей — плата за разблокировку и оплата минут в движении (данные на сентябрь 2020 года). Стоимость старта одинаковая — 50 рублей, а поминутная тарификация у всех разная:
- Whoosh — минута стоит 5, 7 или 9 рублей в зависимости от спроса.
- Urent — минута от 3 до 7 рублей в зависимости от района и дня недели.
- lite — от 5 до 7 рублей за минуту в зависимости от спроса.
- «Карусель» — от 6 до 7 рублей за минуту.
В летние месяцы, когда спрос был стабильно на высоком уровне, стоимость минуты аренды самокатов показывала максимальные значения. Временами кикшеринг оказывался дороже каршеринга
Почему так дорого?
Проблема в плохой живучести самокатов. Их укатывают за раз и они постоянно требуют ремонта. Представьте если б в массовый прокат давали обычные горные велосипеды — их приходилось бы ремонтировать каждый день.
Весь флот в среднем раз в год меняют, потому и цены такие.
А где их делают?
В Китае!
А если санкции или ещё хуже? Где брать новые?
Кругом одни инфоцыгане и айджайл наркоманы, которые подшипник сделать не могут!
Какие риски в инвестиции в самокаты?
Как и любой бизнес, кикшеринг имеет ряд рисков и проблемных сторон, к которым относятся:
— конкуренция высокая, сетевые компании быстро захватывают крупные города и наиболее выгодные локации;
— риски серьезных поломок и вандализма, хищения самокатов;
— целевая аудитория быстро расширяется, но на данный момент охватывает меньше 10% населения;
— электросамокаты нуждаются в постоянной зарядке АКБ и проведении техобслуживания;
— бизнес сезонный, результативно работает только в теплый сезон;
— отсутствие правового точного регулирования сферы кикшеринга;
— отсутствие базы ПДД, контролирующей электросамокаты, как полноценные транспортные средства;
— нехватка квалифицированного персонала;
— негативное отношение со стороны пешеходов.
Вывод — на определенном этапе стоит, но не на долгосрок. Слишком высокая конкуренция. Также постоянно ужесточается законодаельство и ПДД.
И следует учитывать, что бизнес сезонный. Зимой никто не самокатах не ездит. (даже доставщики ездят только на горных великах)
PS
Мой выбор — это инвестиции в шоссейный велосипед!
С его помощью я могу легко передвигаться по городу со скоростями 30 км/ч, а также держать себя в форме даже зимой:
Olis, в Китае, нам оптом ценник 20-25% от российского если что почти на все...
Те же колеса как то смотрел — у нас 550-600, у них 120-150...
Olis, а вот у нас не факт что покатит такое...
В центре разве что, а на окраинах увы...
Там же медь в двигателях, не знаю сколько, но если хотя бы полкило — это же халявная поллитра для соотвествующего контингента...