Блог им. option-systems

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Чтобы делать деньги на акциях, нужно иметь «видение, чтобы увидеть их, смелость, чтобы купить их, и терпение, чтобы удержать их», Джордж Ф. Бейкер (1840-1931)

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Второй сезон про Систему я попробую уместить лишь в две части. Пятая часть первого сезона завершилась на итоговой оценке Системы.

https://vk.com/@shadrininvest-sistema-sem-starshih-dochek-chast-5

Кто еще не читал – советую полный обзор обо всех активах Системы на данный момент.

У меня получилось, что на данный момент справедливая оценка акций АФК Система равна 46,72 руб., к 2027-2030 гг. – 117,93 руб.

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Долг может вырасти до 350 млрд руб., капитализация будет равна 1 трлн руб. Часто пишут, что выгоднее купить публичных дочек Системы, чем саму Систему, но по моим расчетам это не так.

Потенциальные доходности до 2027-2030 гг., %

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Инвестируя в Систему, мы можем получить двойной эффект – рост и развитие активов плюс сокращение дисконта. Вот почему Система интереснее её дочек, как объект инвестиций.

Сейчас мало того, что рынок видит не все непубличные активы Системы, так и еще применяется дисконт (пример – недавний отчет от ГПБ по оценке Системы). Двойная недооценка.

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Этот дисконт часто называют – «дисконтом за холдинг» и тому подобное. Я в корне не согласен, что у Системы должен быть данный дисконт, думаю, что скорее может быть паритет или даже премия к портфелю активов.

Во-первых, Корпоративный центр – это не какой-то прожорливый и бесполезный субъект, на который просто уходят деньги, и он не приносит никакой ценности. Корпоративный центр – это мозг и сердце компании, за счет него и происходит рост акционерной стоимости активов Системы. На картинке выше был приведен прогноз роста стоимости активов к 2027-2030 гг. За такие компетенции нужно достойно платить. Фактически расходы Корпоративного центра – это как расходы УК по управлению фондом активов.

И во-вторых, Система – это не холдинг, а фонд. В конечном счете, Система может иметь даже премию к цене суммы активов, потому что скорость роста стоимости активов будет опережать рынок, и за это полагается премия.

Фонд

Почему Система фонд, а не холдинг?

Основное и главное отличие холдинга от фонда – это характер и цель владения. Холдинг покупает активы и выстраивает между ними интеграцию. Либо это синергия, либо это вертикальный передел продукта. Например, Газпром, имеет нефтегазовые добывающие компании – они добывают нефть и газ, НПЗ — перерабатывают, АЗС — продают, и еще есть энергокомпании, которые потребляют газ и производят тепло и электроэнергию. Или Мечел, где есть добыча угля, обогащение кокса, ГОКи, производящие железную руду и металлургическое производство, плюс порты и транспортные компании. Получается все активы нужны в цепочке, и они никогда не уйдут из холдинга. И головной компании нет дела до рыночной оценки своих дочек. И цели развить и продать дороже тоже нет.

С фондом всё иначе. Головная компания, в нашем примере, это АФК Система, покупает активы, развивает их, консолидирует отрасли, и потом монетизирует их – через выплату дивидендов и продажу на рынке. Это своего рода фонд прямых инвестиций, где Система является по сути управляющей компанией.

Многих пугают проекты Системы в части электроники, но Система – не госкорпорация, а частная компания с собственниками. Для нее важна прибыль и эффективность. Это не Роснано или Ростех.

АФК Система является частично аналогом американской Berkshire Hathaway, правда, зачастую из BH Баффетт уже не продает ничего. Система в этом плане даже интереснее Berkshire Hathaway. У Баффетта, конечно, есть портфель публичных активов, где происходят продажи и покупки акций, но в общем составе активов этот портфель занимает примерно 25-30% от всей компании.

Berkshire Hathaway не платит дивидендов, но производит выкуп акций, если видит, что рыночная оценка ниже справедливой оценки ее суммы активов (до 1.2х оценки чистого капитала, вот вам и холдинг с премией, а не дисконтом!). Отлично бы если Система делала также.

И еще, что важно, это прозрачность в части активов. Хорошо бы сама компания показывала состав активов и их оценку и перспективы, а не редкие энтузиасты копались в отчетностях и презентациях компаний Системы.  

Учет

Требуется особый учет для Системы, это не РСБУ и не МСФО. Баланс, как РСБУ, так и МСФО не отражает полной картины. Приходится их совмещать, плюс смотреть движение денежных средств корпоративного центра, этот отчет наиболее близок к реальной картине результатов работы Системы, как фонда.

Например, МСФО – отражает выручку и долг МТС в 100% виде, хотя МТС принадлежит Системе лишь на 42%, или 49,9% с учетом казначейских бумаг, и тот же МСФО не отражает в выручке показатели Озона, потому что не консолидирует, и т.д.

По РСБУ аналогичные нюансы. Например, есть переоценка по публичным активам, но и она не вся отражается по РСБУ, так как Система владеет не всеми активами напрямую, а есть еще ОООшки: Система Телеком активы (владеет часть пакета в МТС и Эталон, и Сегежа), Система Инвест (БЭСК), Система-Финанс (часть пакета Эталона), а также часть пакета Озона через венчурный фонд.

Всё весьма запутанно, если смотреть в лоб РСБУ или МСФО – то не увидишь реальной картины.

Я бы предложил отчетность Системы представлять в виде отчетности АИФ или УК и ЗПИФ для непубличных активов и ПИФа с публичными активами. Где было бы видно состояние активов по оценке оценщиков и/или рыночным котировкам. Получилось бы примерно вот так.

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Можно вспомнить как ведет учет своих активов обычный инвестор, такой как я или вы. Мы имеем перечень активов и их оценку, возможно, кто-то взял плечо у своего брокера, то есть деньги в долг, чтобы купить еще активы. Так и Система делает. Имеет активы и плечо.

Исходя из моей оценке – плечо у Системы примерно 50% к своим 100%. Не сказать, что очень большое. Долг для бизнеса — это нормально. Стоит учесть, что цена долга в 2 раза ниже, чем мне обходится плечо – 7,95% годовых. У меня плечо стоит 15,9% годовых. К долгу Систему я вернусь в следующей части.

Особое внимание уделю, реальному «собственному капиталу» Системы (46,72 руб. на акцию), это СЧА, если справедливо оценить все её активы. Конечно, можно поспорить по текущей оценке всех активов. Например, Атон оценивает пул активов Системы уже в 543 млрд руб. (я в 680 млрд руб., а ГПБ 484 млрд руб.), и уже не отнимает «дисконт».

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Сама суть оценки Системы должна быть именно такой:

есть справедливая оценка активов, есть долг, и компания должна стремиться к тому, чтобы её рыночная стоимость соответствовала справедливой оценки её частей. И те, кто хотел бы войти или выйти из акций Системы имели возможность сделать это по справедливой цене, и их результат инвестиций зависел бы только от результатов работы активов фонда, а не причуд рынка.

И компания может это сделать.

Кроме того, особое внимание я уделяю движению денежных средств корпоративного центра. Очень интересно смотреть за инвестициями и возвратом инвестиций (продажей активов и дивидендами)

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Видно, как с 4 квартала 2020 года фокус с возврата долга перешел в сторону инвестиций.

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

и в 2021 году этот процесс усилился еще и наращиванием долговой нагрузки. В 2022 году этот процесс видимо не остановился, но притормозил.

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

В 1 кв. – 9,1 млрд руб., а в 3 кв. – 5,7 млрд руб. в инвестиции. Интересно, что в 3 кв. компания направила 15,3 млрд руб. в заначку (скорее всего это деньги для приобретения Melon Fashion Group).

Но по отчетам движения денежных средств корпоративного центра прошлых лет видно, что Система умеет и пожинать плоды (в 2019-20 гг.). Надеюсь, что и инвестиции, заложенные с конца 2020 года, также принесут обильный урожай в будущем.

Дивиденды или выкуп акций?

Исходя из оценки суммы активов, которой владеет Система в данный момент, наиболее выгоден именно выкуп акций, а не дивиденды.

Цену выкупа обыкновенных акций рекомендовал бы определить в размере 32,50 руб., что на 168% превышает текущую рыночную цену, а размер обратного выкупа – в количестве 3,0% от уставного капитала. 3% акций – это 9% фри-флоата. Таким образом, в денежном выражении объем выкупа составит – до 9,4 млрд руб.

Скорее всего компания сможет выкупить большее количество акций до достижения уровня 32,50 руб. за акцию. Сейчас рыночная цена равна лишь 12,11 руб.

От операции выкупа акционеры ПАО АФК «Система» и сама компания получат гораздо больший экономический эффект, связанный с повышением показателей эффективности бизнеса компании и приведением стоимости компании на вторичном рынке в соответствие с ее реальной стоимостью.

Думаю, всем очевидно, что или 0,98 руб. дивидендами или рост бумаги с 12,11 до 32,50 руб.  – выбор очевиден!

Несмотря на то, что в рассматриваемом примере размер выкупа составляет 3,0% уставного капитала, хочу подчеркнуть, что такие операции будут всегда выгодны для компании в любом объеме (как в меньшем, так и в большем) до тех пор, пока у него есть возможность приобретать свои акции ниже реальной балансовой цены.

Кроме того, после проведения обратного выкупа акций с их последующим погашением вырастут все основные показатели эффективности деятельности компании в расчете на одну акцию, а финансовое положение ПАО АФК «Система» по-прежнему останется комфортным.

Дальше можно продолжать проводит выкупы акций пока цена не достигнет справедливого уровня, равного оценки суммы активов Системы. И далее уже осуществлять выплату дивидендов.

По сути, Система, выкупая собственные акции – инвестирует в свои же активы, только с дисконтом. Сейчас это можно сделать лишь за 1/4 цены от их реальной оценки. Выгодная сделка!

Если вы спросите меня, как купить «один рубль за 25 копеек, ответ очень простой – купите акции АФК Система?!

В декабре 2020 года основатель компании Владимир Евтушенков говорил: «Мы должны дорастикак минимум до 40–42 рублей за акцию, а уж когда это произойдет, тогда и произойдет. Я к этому так отношусь: Бог дал, Бог взял».

В декабре 2020 года акции Системы стоили 30 руб., и по итогам 2020 года Форбс Владимира Евтушенкова назвал «Бизнесменом года» по выбору читателей, а по выбору редакции «Бизнесменом года» тогда был Олег Тиньков.

Почему Система? Эссе о фонде, учете, долге и расходах… Часть 1

Словно из другой жизни.

Далее продолжение про долги и расходы…

Весь контент публикую здесь:

ВК: vk.com/shadrininvest

Telegram: t.me/shadrininvest


Ранее в блоге:

Дивидендные аристократы России 2023

Разумный инвестор 2023 — про итоги года, состав портфеля, планы...
★20
65 комментариев


Бизнесмен века ага.
avatar
Иван Иванов, ну да, в том случае бизнесменом века был Сечин Игорь Иванович. Говорят мужик очень строгий, либо ты подчиняешься и лижешь задницу начальству, либо вылетаешь вон. Он то знает как надо.
avatar
Aneto, спешу вас огорчить… В 90% организаций, что у нас, что у них, если ты не лижешь задницу руководству, ты первый в списке на увольнение.
avatar
interalfa, а при чем тут «у них»? или тут же стойка «сам дурак!»?
avatar
interalfa, я только огорчился от вашей насмотренности, на основе которой вы делаете выводы. И то что вы оправдываете и стараетесь всей силой сделать это нормой.
avatar
Система это худшая ставка на восстановление рынка, все будут скупать крутой сбер в котором есть огромные дивы, а это болото никому не нужно… всё в долгах, как в шелках…
avatar
BlackBrokerrrr, все? такое мы уже проходили. У меня из-за этого Сбер первый на продажу. Если все купили — кому они все будут продавать?

В своей записке Кейнс изложил свое понимание причудливой, противоречивой природы инвестирования. Это «единственная сфера жизни и деятельности, где победа, безопасность и успех всегда достаются меньшинству, и никогда — большинству. Когда вы обнаружите, что кто-то с вами согласен, измените свое мнение. Когда я могу убедить совет директоров моей страховой компании купить акцию, это, как я понял из опыта, подходящий момент для ее продажи».
Александр Шадрин, Александр, ваша главная ошибка в том, что вы себя считаете умнее других, а это не совсем так.
За 15 лет котировки АФК могут возбудить к инвестициям, только людей с неадекватной оценкой своей личности. Инвесторы АФК мне напоминают инвесторов ВТБ 
avatar
BlackBrokerrrr, Да все и так уже сидят в этом «крутом сбере» по уши в ожидании «огромных дивов». а он (сбер) мёртвый в отличии даже от шлаков, некоторые из  которых уже выше до февральских уровней.
avatar
Александр, а почему по вашему скриннеру в доходе самая перспективная акциЯ это эн+ а не система?
avatar
Zombyboy, у Системы тоже высокий рейтинг. По поводу рейтингов и системы отбора я на конференции сМарт-Лаба прошлым летом говорил подробно. Есть посты и видео в открытом доступе. Эн+ тоже интересная идея. 
Zombyboy, ну там пакет Норникеля вообще не как не учитывается а это 25 % норки плюс дивы от него.
avatar
Чтобы делать деньги на акциях нужно иметь инсайд.

Остальное можно не иметь))
avatar
Александр, судя по этому посту 2022 год вас так ничему и не научил.
avatar
О, месье ШадрИн…
avatar

Спасибо за разбор, очень позновательно и инетерсно. 

Система одна из немногих акций роста на нашем рынке.

avatar
Есть 9% системы, ещё озон нравится топ магазин.
пришлось даже в тинтке купить немного...
трачу там 30 — 40 к по озон кард в месяц, обещали ещё % на остаток сделать тогда основной будет.
avatar
Чтобы топить за систему, не плохо бы обзор запилить по ходу сво и по её окончанию, иначе это все не в кассу.
avatar
Здесь вопрос времени, да лет через 5-10 достигнет этих целей, может даже через новые луи
avatar
Политика все сожрёт, Сегежа уже сильно пострадала от санкций.
Евтушенков бизнесмен))) нахапал активов в связке с Лужковым в своё время. И верно подмечено, что Система это фонд а не бизнес.
avatar
Систему на 8 нужно брать, а в случае пролива усреднять на 4,5. Система в боковике ходит на кварталах



avatar
Rondine, в сентябре на див гепе газпрома взял по 10.2 рубля Немного 5000 штук и сбер по 102 рубля .
вроде система до 8 рублей падала проколом
Ну по 4.5 вообще бы взял много но будут ли такие цены.
avatar
Grisha_che,  про будут или нет не знаю. Просто нужно быть готовым)
avatar
Если по итогам СВО не произойдет передел собственности российских олигархов (намек на который явственно прозвучал в словах Пригожина) то Система-хорошая тема.
Вот Азартный Ты Парамоша, точно так-же с пеной у рта агитировал в АРСАГЕРУ, потом плевался он нее родимой.И вот никогда не было, и опять)))
avatar
По поводу «дисконта за холдинг». Вспомните судьбу «открытие холдинга» и будет понятно почему дисконт. Потому что либо тюрьма либо отдай Башнефть. Вот поэтому и дисконт. А если верить словам одного из последних интервьюеров Гордеевой там есть много за что ухватиться при желании. Если честно, то до просмотра интервью я считал гражданина Е. хорошим бизнесменом, а после просмотра стал считать не буду в слух говорить кем.
avatar
Алексей, с кем интервью?
Александр Шадрин, Георгий Васильев
avatar
Не очень понятно, в чем выгода для основного акционера Евтушенкова в выкупе акций? Ну выросла цена акций — денег то у него в кармане не прибавилось. А вот дивы — это другое дело, их всегда можно потратить на бухло и шлюх!))
avatar
Union_Jack, только дивы платят не регулярно и в мизерном размере. Механизм монетизации акций холдинга для инвестора не прозрачен, дисконт логичен.
avatar
Union_Jack, он будет сдавать на байбек свои акции дорого — вот и выгода. Такое он на уровень ниже уже делает. МТС же байбечил, и Система сдавала свои акции.
Александр Шадрин, т.е. в случае байбека ему не придется платить налог, в отличии от 13 процентов при получении дивов?
avatar
Union_Jack, когда у системы было 50+% мтс она тоже 13 налог не платила... 
А вот дивы — это другое дело

Union_Jack, как раз весь смак и кроется в выкупе акций, если акции рассматривать, как часть бизнеса, а не ради дивидендов а-ля квазиоблигация!

avatar
Отличный разбор! Мне понравился, мне редко что тут нравится, но этот разбор — суперский. Не знал, что АФК сейчас стоит 12 руб… думал рублей 35-40. Но всё равно не куплю.
avatar
Netro, у вас хороший юмор ☺
avatar
когда вижу подобную «увлеченность», всегда задаю один очень простой вопрос — мужчина, если вы настолько прозорливы, что видите то, чего не видят другие,
почему вы до сих пор не долларовый миллионер?
чего вы тут делаете то?
задав себе подобный вопрос, и получив критический ответ,
двигаюсь к своей цели   
Валерий Иванович, человек неисправимый оптимист )
avatar
Оценка стоимости дочек системы производилась по рынку или по балансовой стоимости?
Складывается ощущение, что автор сам себя убеждает в правоте своих инвестиций. Весь анализ сводится к тому, что я готов ждать, чтоб получить иксы к стоимости. Арсагера тоже была лучшая инвестиция. И почему такая важнейшая информация выложена безплатно
avatar
Holod_Dmitry, подарок сМартлабу на Рождество
Внимательно смотрю за Системой.
У меня сложилось однозначное мнение, что это высокотехнологичная труба для откачки денег в карманы ОПГ, узкого круга лиц. Без всякой идеи.
Держу немного, без фанатизма, типа а вдруг.

Сам работаю в системной компании и пересекался по работе с сотрудниками Системы. 
Александр так рьяно агитирует за компанию, зачем? Это кому то должно быть выгодно.
avatar
виталюня, ну либо Александр сам по уши сидит в Системе либо просто отрабатывает заказ.
avatar
Почему АФК система не продаст пару дочек и не начнет выкуп акций по 12 рублей?
avatar
Melorka, ну на сколько она сможет выкупить даже если на 3 -5 млрд будет выкупать то акции с 12 рублей до 25 наверное вырастут
avatar
Grisha_che, Почему бы и нет?
avatar
Александр, зачем все эти размышления, расчеты, затраты десятков человекочасов и труды на такие подробные исследования, почему просто не купить сбер?
avatar
Proton, Сбер тоже есть, поза #2, но в ней уже все сидят, кому продавать будем?
Александр Шадрин, не думаю, что все. Продать можно будет тому, кто захочет покупать когда все будет хорошо, а прогнозы будут исключительно благоприятны.
avatar
Proton, Система явно лучше будет расти, чем Сбер. Просто из-за размера и риска.
Читаю Александра и убеждаюсь что диверсификация адекватная -это сила.Просто она избавляет мозг от аутотренинга и самовнушения, и отпадает необходимость убеждать всех в своей правоте.
avatar
Робот Бендер, кстати по сберу бы так писал почитал бы и почему он 400 -500 может быть в 2027-2030 годах 😀
avatar
Робот Бендер, тут все иначе работает. Я сначала увидел потенциал и купил. Диверсификация для тех, кто не вникает в компании.
Александр Шадрин, 
Диверсификация для тех, кто не вникает в компании.
Да нет -это не подтверждается на практике.Олег Клоченок, Лариса Морозова, Андрей Ванин и многие другие тщательно диверсифицируют свой портфель и в компании они вникают.Это ваши личные черты характера, подталкивают вас концентрироваться.Среди профи есть и те и другие, но доказано что у диверсифицирующихся риски меньше при примерно одинаковой доходности.Просто вы же не знаете будущего, а ставка на одну компанию на пол депо.Как раз именно Система доказала на практике что деньги теряются не на качестве руководства и умении заниматься бизнесом, все потери Системы -это внезапные чёрные лебеди о которых даже никто и не предполагал и не мог предполагать.Просто вам ещё в жизни нормально не прилетало по портфелю вот и осталась привычка концентрироваться, но с годами это проходит так или иначе.
avatar
Робот Бендер, ну кстати у Щадрина было 45 -50 % в куйбешевазоте 20000 акций, продал по 290-320 в феврале 2022 осталось только 2500 акций, а хотел до 700-1000 сидеть до 2025 года не удержался.
Если бы держал до сих пор только куаз, то быль бы в плюсе по году, потому что куаз был 390 -420 год назад, а сейчас он с дивами 490 стоит.
Может и система будет 30 — 40 рублей главное додержать возврат вполне возможен.
avatar
Робот Бендер, я смотрел Ванина держит лучших в отраслей, секторе где то бумаг 15 -17 российских. Здоровая тема ещё бы посмотреть его портфель за 5 -8-10 лет какую доходность даёт, но не публикует но говорил лучше индекса… У Щадрина кстати выкладки все имеются за что его читаю и отношусь с уважением.
avatar
Grisha_che, 
Может и система будет 30 — 40 рублей главное додержать возврат вполне возможен.
Да почему нет-конечно возможно или невозможно...
Но Александр меня убедил и дивы Роснефти засуну в Систему, это будет аж 0.6% от портфеля в Системе...
Касаемо Ванина -очень хороши его рассуждения про диверсификацию.ИМХО.Прям целая философия.
avatar
Робот Бендер, понятно когда капитал десятки лямов можно как Ванин 15 — 20 акций держать. А если несколько лямов, и занести на рынок можно ещё тысяч 30 в месяц с зп, то люди рискуют концентрируются в одной бумаге ждут ракету. Это основная проблема мало денег😌 и нет терпения
avatar
Grisha_che, Всё так -но если жалко «трудом и пОтом» заработанные деньги всё равно придешь к диверсификации.Условный Шадрин через 15 лет-у меня появилась «новая любовь»… вьебу ка я 70 лимонов в малоликвидный лесбумпром… у него корпоративное управление самое лучшее...а в случае неудачи выщеплю себе все волосы на голове и жопе...
avatar
Робот Бендер, ну однако у системы по активам диверсификация имеется все таки это не лесбумпром какой нить.
Осталось только эти активы на рынок вывести и переоцениться
avatar
Grisha_che, Это не помешало отобрать у нее Башнефть и все её дивиденды.А ведь башнефть росла и не являлась той что во время покупки.
avatar
Робот Бендер, согласен ну Башнефть это чисто политический риск я думаю, так почти любую частную компанию можно выпотрошить
avatar
Grisha_che, Выпотрошить можно любую, но не все одновременно, потому диверсификация спасает от такого рода черных лебедей.
avatar

теги блога Александр Шадрин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн