Фонд Рубини: вероятность развала еврозоны — 90%
Фонд Нуриэля Рубини Roubinin Global Economics подготовил четыре сценария развития ситуации в еврозоне. Шансы Греции и Португалии остаться в еврозоне в фонде оценили всего в 10%
Именно такова вероятность того, что страны еврозоны создадут бюджетный союз, а проблемные регионы будут субсидировать за счет прямых вливаний из казны богатых стран Центральной Европы. Наиболее вероятный сценарий: медленный и печальный развал еврозоны с постепенным выходом проблемных стран, вялыми дефолтами и таким же вялым ростом.
Благодаря программе покупки облигаций проблемных стран ЕЦБ вероятность самого плохого сценария для еврозоны, то есть ее неконтролируемого развала, снизилась до 10%.
Но базовый сценарий развития ситуации в Европе Марио Драги так не изменит: решения будут приниматься болезненно медленно, политики просто не успеют за развитием экономической и политической ситуации.
Они мучительно долго будут искать механизмы, которые помогли бы избежать выхода Греции и Португалии. Когда решение найдут, многие страны к этому моменту уже столкнутся с необходимостью объявить дефолт, некоторые просто решат, что их экономике лучше без евро.
Практически все сценарии фонда предполагают выход из еврозоны Греции и Португалии. Вероятность того, что две страны останутся в еврозоне, в фонде оценили в 10%. Это возможно только в случае, если европейские политики согласятся на создание полноценного бюджетного союза, который будет предполагать трансферты проблемным странам. Раньше вероятность того сценария оценивали в 15%.
Вероятность дефолта по долгу Ирландии значительно выросла. Испании в любом случае понадобится полноценная программа помощи от ЕС, МВФ и ЕЦБ.
В самом худшем случае (вероятность 10%) еврозону придется покинуть и Франции.
Вероятность того, что Греция и Португалия останутся в еврозоне, — 10%.
Ответы на популярные вопросы
Эксперты фонда решили подготовить и ответы на популярные вопросы о судьбах еврозоны.
Какие шаги приведут к выходу Греции из еврозоны?
Вероятнее всего, процесс выхода Греции из еврозоны запустит распад нынешней правящей коалиции и новые выборы.
Европейцы пока еще выдают Греции антикризисные транши. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд нанесли визиты в страну.
Европейцы выжидают: им нужно, чтобы Италия и Испания были в достаточной степени защищены на случай выхода Греции из еврозоны. Если их удастся защитить, распада еврозоны и «эффекта домино» не будет.
Опасность исходит от самих греков. В мае 80% населения, согласно опросам, выступали за членство в еврозоне, в июле их доля сократилась до 67%. В 2013 году правительству нужно сократить расходы бюджета еще на 9 млрд евро — это не добавит евро популярности в стране.
Коалиция, сформировавшая греческое правительство, выглядит жалко. Популярность ПАСОК снижается, в самой партии недовольны ее лидером Евангелосом Венизелосом. Демократические левые вряд ли смогут пойти на существенное сокращение пенсий или зарплат, а это неизбежно потребуется. В итоге, они могут покинуть правительство.
Антонис Самарас, нынешний премьер, также может подать в отставку из-за социальных волнений и роста напряженности.
После распада правительства к власти придет СИРИЗА, которая критикует программу экономии и собирается ввести мораторий на выплату госдолга. Если она будет отстаивать эту позицию на переговорах с европейскими лидерами, то Греции отрежут финансирование и она покинет еврозону.
Если СИРИЗА пойдет на переговоры с европейцами, то потеряет поддержку населения. Будут следующие выборы и новый этап политического кризиса. Он закончится лишь тогда, когда будет выбрана партия, готовая отказаться от внутренней девальвации и от евро.
Поможет ли Греции девальвация драхмы?
У Греции развитый туристический сектор, а также сельское хозяйство. Фармацевтика и обрабатывающая промышленность были неэффективны из-за низкой конкурентоспособности экономики.
Девальвация поможет этим отраслям стать более конкурентоспособными. Греция будет способна обеспечить свои потребности сама, а затем оживут другие экспортные секторы экономики.
Главное — бороться с бюрократией и коррупцией, независимо от того, останется страна в еврозоне или покинет валютный союз.
Вызовет ли выход Греции новую волну кризиса в Европе?
Единственный канал, по которому может распространиться кризис, — это отток депозитов. Пока ЕЦБ предоставляет банкам ликвидность, серьезных проблем не будет.
Если ЕЦБ приостановит программу предоставления ликвидности, то европейцам придется начинать мучительные переговоры о создании единой системы гарантий по депозитам, в том числе, создании новых резервов.
Как скоро Испания попросит помощи?
Германия в последние недели требовала от Испании повременить с официальной просьбой о помощи. Меркель ждала отчета «тройки» по Греции. ESM должен был предоставить Испании, Греции и Кипру финансирование в рамках одного пакета.
Мариано Рахой хочет попросить помощи лишь после региональных выборов и утверждения бюджета на 2013 год.
О помощи Испания попросит до конца этого года.
Дыру какого размера можно заткнуть деньгами ESM и OMT?
До конца 2015 года Испании надо погасить облигации на сумму 215 млрд евро, Италии — на 310 млрд евро. Эти облигации нужно будет рефинансировать, хотя инвесторы могут и не захотеть дать странам новую порцию денег.
У обеих стран сохранится дефицит бюджета даже в случае удачного проведения реформ и реструктуризации долга. Дополнительно Испании понадобится 155 млрд евро, а Италии — 82 млрд евро.
40% облигаций Испании имеют срок погашения до 3 лет, у Италии таких облигаций 26%. Их вполне может купить ЕЦБ в рамках программы OMT.
ESM может выкупать половину публичных размещений облигаций.
В целом потребности в финансировании за счет обеих организаций могут быть полностью удовлетворены.
Потеряют ли рынки доверие к OMT?
Как только Испания попросит о помощи и программа начнет работать, на рынках начнется настоящее ралли.
Однако программа не сможет помочь с выходом из кризиса проблем Европы, а лишь купит немного времени. Как и в случае с LTRO не ясно, когда ее действие на рынки закончится.
Могут ли страны Центра выйти из еврозоны до того, как ее покинут страны периферии?
Это нереалистичный сценарий. Экономическая модель Германии основана на росте экспорта. Если она откажется от евро и вернется к марке, то валюта сильно вырастет в цене, это подорвет экономическую модель Германии.
Из сильных стран еврозоны наибольшие шансы на отказ от евро есть у Финляндии. Это может случиться, если европейцы будут двигаться в сторону большей интеграции или, наоборот, еврозона начнет распадаться на части.
FINMARKET.RU
разделяйте теги запятыми, пожалуйста