Блог им. macroresearch
«Можем Заменить» – информационно-аналитический проект Центра аналитики и экспертизы ПСБ по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики.
Производство безалкогольных напитков в России с 2009 по 2021 гг. увеличилось на 78%, до 18 млрд литров. На ключевые компании отрасли – дочек мировых гигантов PepsiCo и Coca-Cola–пришлось около 60% выпуска продукции. Особенно высоким был рост производства в категориях энергетиков и газированных напитков. Рассмотрим перспективы отечественного рынка после возможного ухода иностранных компаний.
Динамика потребления безалкогольных напитков в России
C 2014 по 2021 год внутреннее потребление безалкогольных напитков увеличилось на 33%, до 20,9 млрд литров. Лишь в 2015 году видимый спрос на напитки временно снизился на 4,5%, до 14,9 млрд л, что было связано с сокращением расходов населения на продукты питания в условиях кризиса.
В 2016-2021 гг. продажи безалкогольных напитков в России выросли на 38% – с 15,1 млрд л до 20,9 млрд л. Среднегодовые темпы составили 6,6%. Достаточно высокие темпы прироста продаж были вызваны повышением среднегодовой температуры летом и развитием внутреннего туризма.
Рынок безалкогольных напитков делится отраслевыми специалистами на пять категорий:
Внутренний спрос на безалкогольные напитки практически полностью обеспечивается производством внутри страны. Доля импорта составляет не более 4,5% от потребления.
Производственные итоги 2021 года
В 2021 году производство безалкогольных напитков выросло на 19%, до 19 млрд л. При этом динамика производства в ключевых категориях различалась.
Основной вклад в рост производства безалкогольных напитков внесла категория «напитки безалкогольные прочие», куда включены газированные напитки и питьевая вода.
Крупнейшие компании-производители безалкогольных напитков
В настоящее время производство безалкогольных напитков и соков на территории России осуществляют более 3 тыс. компаний. Суммарный объем выручки отрасли составил более 560 млрд руб. В 2021 году на долю трех крупнейших производителей (корпорации ООО “ПепсиКо Холдингс”, Danone и ООО “Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия”) приходится почти 85% отраслевой выручки.
Четвертую позицию занимает ООО «Пивоваренная компания Балтика», входящая в состав скандинавской Carlsberg Group.
«PepsiCoРоссия» – часть глобальной компании PepsiCo – одного из крупнейших в мире поставщиков продуктов питания и напитков. В 1938 г. компания зарегистрировала торговый знак PepsiCola® в СССР, в 1997 г. в Самаре был открыт первый завод по производству Pepsi и других газированных напитков компании.
PepsiCo работает в следующих сегментах: газированные, негазированные и энергетические напитки, чипсы и снеки, соки и нектары, молочная продукция, детское питание, бутилированная вода. PepsiCo является крупнейшим в России промышленным переработчиком картофеля и вторым крупнейшим переработчиком сырого молока (после Danone).
Всего PepsiCo в России принадлежит 25 производственных площадок по переработке молока суммарной мощностью 1,3 млн т молока в год, 2 молочные фермы (7,4 тыс. т сырого молока в год), 2 завода по производству снеков мощностью не менее 500 тыс. т в год. Производство соковой продукции сосредоточено на ООО «Лебедянский».
Россия входит в ТОП-5 рынков для PepsiCo, на ее долю пришлось 4,3% общей выручки компании в мире в 2021 г. Объем продаж компании PepsiCo Россия вырос на 16,3% и составил 252,4 млрд руб.
В конце 2021 г. состоялся запуск производства соков для молочных кухонь Москвы на Лианозовском молочном комбинате. Инвестиции составили 0,5 млрд руб., линии могут выпускать около 15 тыс. т продукции в год.
В марте 2022 г. PepsiCo объявила о прекращении рекламной деятельности и продажи напитков под брендами Pepsi, Mirinda и 7Up на территории России, однако продолжит производство и продажу молочных продуктов и детского питания. В апреле стало известно о разработке новых брендов газированных напитков специально для России.
В сентябре PepsiCo прекратила производство концентратов для напитков Pepsi, Mirinda, 7Up и Mountain Dew.
Группа компаний Danone, входит в международную компанию Danone (Франция) – крупнейший переработчик молока в РФ, присутствует в России с 1992 г. В 1995 г. запущен первый завод на территории страны.
В России компания работает в следующих направлениях: молочные продукты и продукты на растительной основе, детское и специализированное питание, вода. На май 2022 г. она владела 13 заводами. Доля России в общемировой прибыли по итогам 2021 г. составила 6%.
Компания до апреля 2022 г. поставляла в Россию минеральную воду Evian. Ее доля на российском рынке составляет меньше 0,1%, а в импорте – 1%. Поэтому потери можно считать незначительными. Поклонники воды сохранят к ней доступ за счет параллельного импорта.
В дальнейшем Danone планирует передать контроль над российским бизнесом. Списания составят до €1 млрд. На операционную деятельность заводов компании это не повлияет.
ООО «Кока-Кола ЭйчБиСиЕвразия», входит в состав Coca-Cola HBC AG (Греция), лидера по производству безалкогольных напитков в Европе. The Coca-Cola Company открыла представительство в Москве в 1991 году. В 1992 г. открыла первые заводы в Ставрополе и Волгограде. На май 2022 г. компании принадлежат 10 заводов в РФ.
В 2001 г. CocaCola Company внедрила в РФ свою классическую схему работы. Все заводы были проданы одному из крупнейших боттлеров компании – Coca-Cola Hellenic. В 2005 г. компания купила второго производителя соков в РФ — компанию «Мултон». В 2010 г. введен в эксплуатацию крупнейший в РФ завод по производству безалкогольных напитков мощностью 450 млн л в год в Ростовской области, объем инвестиций составил 120 млн евро. В 2010 г. компания также купила компанию «Нидан» — одного из крупнейших российских производителей соков.
В мае 2021 г. CocaCola открыла центр исследований и разработок в Московской обл. на заводе «Мултон». В центре размещены пять лабораторий, каждая из которых занимается собственным направлением: от проверки качества и безопасности сырья до создания новых продуктов. В 2021 г. завод «Мултон» произвел 538,2 млн л напитков.
По итогам 2021 г. объем производства напитков компанией Coca-Cola HBC в России вырос на 24% и составил 2,860 млрд л. Объем продаж компании в России в 2021 г. вырос на 18% и составил 373 млн кейсов (около 2,1 млрд л.) по сравнению с 315 млн кейсов в 2020 г. Компания отмечает, что особенно высокими продажи в России были в категориях энергетиков и напитков без сахара и с низким его содержанием.
Выручка компании в 2021 г. в России выросла на 29,2% до 93,9 млрд руб. в результате теплого лета. В своем финансовом отчете компания оценила свои убытки от сокращения бизнеса в России в первой половине 2022 года в $190 млн.
В июне 2022 г. Coca-Cola HBC объявила об уходе из России: компания больше не будет производить и продавать напитки международных брендов в стране и сосредоточится на производстве местных брендов.
ООО «Пивоваренная компания „Балтика“ является частью Carlsberg Group (Дания) и ее региона Восточная Европа. ПК „Балтика“ – ведущий экспортер российского пива. Продукция компании представлена в 79 странах мира. Доля компании на российском рынке пива по итогам 2021 г. составила 27,3% (+0,2 п.п.).
В марте 2021 г. на заводе „Балтика-Самара“ Carlsberg Group открыла производство лимонадов и других безалкогольных напитков мощностью 300 тыс. дкл. в месяц. Первым продуктом новой линии стал напиток Flash Up Max. Инвестиции в проект составили 8,5 млн руб.
В марте 2022 г. Carlsberg Group объявил о прекращении инвестиций в Россию, остановке экспортных отгрузок в адрес ПК»Балтика", остановке производства и продажи пива под брендом Carlsberg, а также о поисках покупателя на российские активы.
Российские компании
Среди российских компаний наиболее крупной является ООО «ПК «Аквалайф» с объемом выручки 7,2 млрд руб. В портфеле компании — 13 брендов, в том числе, напитки «Черноголовка» (включая воду), Байкал и энергетические напитки Turbo.
Доля напитка «Черноголовка» составляет около 8,5% от общего объема продаж безалкогольных напитков в России. Совет директоров принял решение сократить на 5 млрд руб. инвестиционную программу «Черноголовки» на 2023 год. Причиной сокращения являются планы по введению акцизов на сладкие напитки. Введение акцизов повысят цену на продукцию и снизят спрос на нее.
В связи с приостановкой деятельности иностранных компаний-производителей безалкогольной продукции, «Аквалайф» оказалась в выигрышном положении: она обладает сильными и узнаваемыми брендами и является достойным конкурентом для PepsiCo и Coca-Cola. Занять от 30% до 50% рынка безалкогольных напитков в стране станет возможным при условии, что иностранные компании окончательно уйдут из России.
Второй российской компанией по выручке является «Очаково». В текущем году она вышла на отечественный рынок безалкогольной продукции. В мае комбинат выпустил аналоги американских брендов — Cool Cola, Fancy и Street.
Замыкают лидирующую четверку − ООО «Торговый дом «Меркурий» и АО «Компания Росинка».
Активно развиваются локальные игроки. Например, компания «Айседора» из Свердловской области до конца 2022 года запустит в г. Сысерти завод по производству безалкогольных напитков. Предприятие площадью 18 тыс. кв. м будет выпускать 62 млн л продукции в год, в том числе соки, нектары, питьевую воду, квас, спортивные напитки, а также лимонад и газированную воду. При выборе места строительства завода был проведен мониторинг и определена лучшая вода, которая отвечает даже стандартам детской воды. Объем инвестиций в проект составит 1 млрд рублей.
Кто уходит?
Ключевые производители безалкогольных напитков на территории нашей страны – PepsiCo и Coca-Cola – сообщили о приостановке продаж и производства части безалкогольных напитков под своими брендами. Например, Coca-Cola будет выпускаться под маркой «Добрый кола», а PepsiCo – «Русский дар». Также сообщается, что руководство PepsiCo запрещает поставлять свою продукцию в Россию через Казахстан. Не исключено, что это коснется и Республики Беларусь.
Сырье
Российский рынок пищевых ингредиентов и красителей, по данным Союза производителей пищевых ингредиентов (СППИ), на 70% зависит от импортных поставок. Союз оценивает этот рынок в $3 млрд. На страны ЕС приходится около 60% импорта пищевых продуктов и ингредиентов, крупным поставщиком является Германия.
Одним из самых импортозависимых сегментов в отрасли продуктов питания является производство напитков (28% от всех поставок) и молочной (26%) продукции.
Российские производители наиболее зависимы от поставок фосфатов, которые выполняют функции эмульгаторов, регуляторов кислотности, разрыхлителей, стабилизаторов и обладают влагоудерживающими свойствами. По данным ФНЦ пищевых систем им. Горбатова, зависимость отрасли от них составляет 95%.
Объем импорта фосфатов для пищевой промышленности в Россию превышает 30 тыс. тонн. Ключевыми поставщиками являются Германия (40%), Китай (31%) и Бельгия (10%). Европейские компании BUDERNHEIM и PRAYON S.A. занимают почти 38% импорта пищевых фосфатов в Россию. В текущем году российские потребители ищут замену поставщикам из Европы, хотя дефицита фосфатов не намечается.
В России есть месторождения фосфатов, но производят в стране только минеральные удобрения на их основе. Производство пищевых фосфатов налажено на единственном предприятии — АО «Реатэкс», чья продукция занимает 5% рынка. Для развития производства фосфатов в России придется решить ряд задач:
Запуск отечественных предприятий, производящих пищевые фосфаты, можно ожидать не раньше 2024 года. Так как придется конкурировать с дешевой китайской продукцией, на первых стадиях потребуется поддержка от государства.
Можем заменить
Снизить инвестиции в Россию планируют только два крупных игрока отрасли – PepsiCo и Coca-Cola. Прекращение капитальных вложений не означает остановку производства, хотя происходит замена одних марок безалкогольных напитков другими. Например, выпуск Coca-Cola заменен на «Добрый кола».
Заявления об уходе с российского рынка были сделаны по имиджевым соображениям, но по факту компании могут остаться, проведя даунбрендинг.
Одновременно демарш иностранных производителей открыл новые возможности для российских игроков. За 7 месяцев 2022 года в торговых сетях ассортимент напитков со вкусом колы увеличился на 10%, до 186 наименований.
В магазинах растет доля локальных брендов газировки за счет сокращения представленности международных брендов и за счет активного развития российских марок. Так, в июле 2022 года среди топ-25 брендов, лидирующих по объему натуральных продаж, 25% были локальными, тогда как в июле прошлого года их доля составляла всего 16%.
На нашем рынке достаточно профессиональных производителей напитков с многолетней историей, где ставку делают на необычные вкусы и натуральные составы, которые смогут быстро нарастить производственные мощности.
Больше материалов в телеграм-канале ПСБ Аналитика
а людей, выгнанных с производства и смежных отраслей (логистика, типографии этикеток и рекламных материалов, мероприятия (одна кока кола вваливала гигантские бюджеты) и т.д.) тоже «можем заменить»?
или уже заменили?