Блог им. Koleso
Он использует промышленную политику для создания рабочих мест и увеличения производства.
По мере приближения промежуточных выборов негативное отношение к экономике может стать решающим фактором в переходе контроля над Конгрессом из рук демократов в руки республиканцев.
Состояние экономики беспокоит избирателей номер один.
Недавний всплеск инфляции, или «байденфляция», как его окрестили, не проявляет никаких признаков ослабления (см. диаграмму).
Между тем, большая часть повестки дня Байдена отошла на второй план:
обещания всеобщего дошкольного образования;
более солидных семейных субсидий и капитального ремонта медицинского страхования были отменены из-за тупика Конгресса.
Поэтому легко сделать вывод, что на экономическом фронте первые 20 месяцев пребывания Байдена в Белом доме были в лучшем случае упущенной возможностью, а в худшем — провалом.
Он ввел изменения с помощью трех крупных законодательных актов:
закона об инфраструктуре на 1,2 триллиона долларов;
закона о полупроводниках и науке на 280 миллиардов долларов и
пакета расходов на климат на 390 миллиардов долларов.
Их намерения масштабны: среди прочего, способствовать развитию американского производства, помогать среднему классу.
Для достижения этих целей законы стремятся перестроить модель роста Америки, предоставив государству решающую роль в управлении инвестициями внутри страны и управлении торговлей за рубежом.
Неизбежно, это было названо байденомикой.
На протяжении десятилетий американские политики и руководители весьма скептически относились к вмешательству государства в экономику. Они считали промышленную политику неэффективной и обреченной на провал, даже если при случае прибегали к ней.
Вместо этого Америка была ведущим апостолом глобализации, стремящимся снизить тарифы и добиться беспрепятственного доступа своего бизнеса по всему миру.
Трамп отверг эту точку зрения, презирая свободную торговлю и пообещав возродить американское производство.
Но его политика часто была половинчатой.
Таким образом, именно при Байдене этот сдвиг вступил в силу в полной мере (см. диаграмму 2).
Дебаты в правительственных кругах ведутся уже не о том, проводить ли вообще промышленную политику, а о том, как сделать ее наиболее эффективной. Точно так же администрация не стремится возродить бесконтрольную глобализацию;
вместо этого он хочет изолировать соперников и восстановить коммерческие связи с союзниками.
Это амбициозная повестка дня, соперничающая с повесткой дня любого президента в последние десятилетия. Если это удастся, это коренным образом изменит Америку, хотя есть много потенциальных ловушек.
Тем не менее, это вряд ли поможет демократам в среднесрочной перспективе; инфляция слишком большой жернов на их шее.
Белый дом пытается отклонить жалобы на галопирующую инфляцию, указывая на то, что это глобальное явление и что, в любом случае, борьба с ним является задачей центрального банка.
Это верно, но игнорирует ту роль, которую Байден сыграл в ее стимулировании.
В июле экономисты Федеральной резервной системы подсчитали, что налогово-бюджетная политика увеличила годовой уровень инфляции в Америке примерно на 2,5 процентных пункта. Другими словами, почти половина «дополнительной» инфляции в Америке по сравнению с допандемической нормой связана с расточительством правительства.
Байден не единственный расточитель.
В 2020 году Трамп подписал закон о стимулировании экономики на сумму более 3 трлн долларов для противодействия пандемии.
Вкладом Байдена стал Американский план спасения (ARP) на сумму 1,9 трлн долларов, принятый в марте 2021 года, который включал чеки для домохозяйств, более щедрые пособия по безработице и финансирование правительств штатов.
Но в то время как стимул Трампа появился, когда Америка страдала от экономического эквивалента остановки сердца, стимул Байдена появился, когда она восстанавливалась.
Он влил в экономику столько денег (дефицит более 10% ВВП второй год подряд), что спрос на товары сильно вырос, а вместе с ним и инфляция.
Советники Байдена возражают, что большую инфляцию лучше рассматривать как большое восстановление рабочих мест.
Цифры действительно впечатляют:
уровень безработицы в Америке снизился с 15% в середине 2020 года до всего 3,5% сейчас, что соответствует самому низкому уровню за 50 лет.
И все же неправильно думать, что для этого понадобился стимул Байдена.
Восстановление на рынке труда шло полным ходом до того, как он вступил в должность, отражая экономические улучшения в других странах, когда они оставили позади Covid-19.
Более важный факт об американском рынке труда заключается в том, насколько он необычайно плотен: на каждого безработного приходится примерно две вакансии. Этот дисбаланс, худший за последние десятилетия, является еще одним свидетельством того, что стимул Байдена способствовал перегреву экономики.
По мере роста инфляции энтузиазм в отношении новых крупных обязательств по расходам угасал.
В общей сложности три законопроекта байденомике (инфраструктура, полупроводники и наука и климат) предусматривают инвестиции в размере около 1,7 трлн долларов в течение следующего десятилетия.
По сравнению с экономикой Америки это не впечатляет: в годовом исчислении они составляют менее 1% ВВП.
Возьмем расходы, посвященные полупроводникам.
Около 39 миллиардов долларов пойдут на стимулы, такие как налоговые льготы для новых производственных мощностей.
они уже вызвали инвестиционный бум.
Intel планирует потратить 100 миллиардов долларов в Огайо, а Micron — 100 миллиардов долларов в Нью-Йорке, в то время как другие фирмы, такие как Qualcomm и Wolfspeed, также открывают свои кошельки.
Администрация Байдена удвоила финансирование исследований, создала институты для демонстрации того, как работают новые технологии, и начала использовать свои закупочные возможности, чтобы увеличить спрос на них.
Короче говоря, он работает над созданием цепочки от инноваций до внедрения передовых продуктов.
Точно так же промышленную политику Биденомики можно рассматривать как способ противодействия продолжающемуся десятилетиями сокращению хорошо оплачиваемых рабочих мест, что вызывает тревогу, в частности, у демократов.
Чтобы производители могли получить налоговые льготы в полном объеме, они должны как хорошо платить рабочим, так и обеспечивать программы ученичества.
Байденомика не ограничивается границами Америки.
Белый дом также работает над изменением условий торговли Америки с миром.
С одной стороны, президент пытался наладить отношения с союзниками, которыми Трамп пренебрег или навредил.
С другой стороны, несколько более очищенная версия мировоззрения Трампа, ориентированного на Америку, оживляет многие направления политики Байдена.
Он усилил обязательства «покупать американское» в правилах федеральных закупок. И некоторые из налоговых льгот, предлагаемых в рамках новой промышленной политики, будут доступны только для фирм, которые соответствуют пороговым значениям для внутреннего содержания и производства, к большому гневу торговых партнеров Америки.
Но администрация Байдена находит способы сотрудничества с союзниками, не заключающими торговых соглашений.
Вместе с Европой Байден создал Совет по торговле и технологиям (TTC), форум, призванный гарантировать, что Запад следует последовательному подходу в своем технологическом соперничестве с Китаем.
В Азии он создал Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру, форум для развития сотрудничества по всем вопросам, от пограничных проверок до декарбонизации, хотя наиболее примечательным является исключение Китая.
Похоже, что Байдену удается совмещать цели безопасности и экономики, особенно в отношении Китая.
Китай облегчил это для Америки двумя способами: его поддержка России усугубила недоверие в Европе, а его политика нулевого коронавируса поколебала веру бизнеса во всем мире.
Это позволило администрации Байдена ужесточить правила передачи технологий.
Его последний экспортный контроль, объявленный 7 октября, запрещает любому лицу, имеющему американское гражданство или вид на жительство, поддерживать разработку передовых микросхем в Китае — обширная мера, которая может затруднить работу ведущих китайских полупроводниковых фирм.
Воздействие на китайскую экономику, вероятно, будет более значительным и продолжительным, чем влияние беспорядочной торговой войны Трампа.
Пока, по крайней мере, Америка, похоже, пользуется молчаливым согласием союзников, в том числе Нидерландов и Японии, двух стран, производящих самое сложное оборудование для производства микросхем.
Отчасти потому, что они просто не хотят оказаться по ту сторону американских законов.
Но отсутствие придирок также указывает на другой вывод:
администрация Байдена хорошо работает со своими друзьями там, где это важнее всего.
Нитью, проходящей через байденомику, является вера в то, что более интервенционистское государство может влиять на экономические результаты как дома, так и за рубежом.
Это было очевидно в гигантском пакете стимулов в начале президентства Байдена и подкрепляло любовь администрации к промышленной политике и ее попыткам перекроить линии международной торговли. Хотя политика лишила байденомику большей части социальной политики, она пошла дальше, чем многие считали возможным даже несколько месяцев назад, в преобразовании как отечественной промышленности, так и мировой торговли.
Но, несмотря на все успехи DARP, недавняя американская история изобилует примерами поддерживаемых государством промышленных инициатив, которые потерпели фиаско:
от Solyndra, поддерживаемой государством солнечной компании, которая обанкротилась, до щедрых налоговых субсидий, которые не смогли обеспечить крупные инвестиции от Foxconn.
Фирмы, производящие электронику, тратят рекордные суммы на лоббирование, что является плохим признаком. И убедить союзников в том, что Америка может и субсидировать отечественную промышленность, и оставаться открытой и справедливой торговой державой, будет непросто.
Постоянно растущая сеть внутренних стимулов может спровоцировать расточительную и неэффективную глобальную войну субсидий.
Политика добавит сложностей.
Если какая-либо из палат Конгресса перейдет под контроль республиканцев в среднесрочной перспективе, прогресс в области байденомики может замедлиться до минимума.
Около 200 миллиардов долларов финансирования НИОКР необходимо будет утвердить в рамках ежегодного бюджетного процесса.
И комитеты под руководством республиканцев с радостью начнут расследование любых денег, которые были потрачены неэффективно в соответствии с тремя законами Байдена.
Но байденомика также может превзойти ожидания.
Ее промышленная политика не такая жесткая: она направлена на создание стимулов для входа фирм в определенные отрасли, а не на выбор корпораций-победителей.
В последние дни перед промежуточными выборами большинство разговоров о действиях демократов у власти, по понятным причинам, будут сосредоточены на инфляции.
Но эффекты байденомики, вероятно, будут более длительными.
На карту поставлено не что иное, как характер американской экономической модели.
P.S. Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего