В отличие от котировок нефтяных фьючерсов Brent и WTI аналитики и инвесторы гораздо реже интересуются стоимостью дизельного топлива — основного топлива в транспортной логистике. Однако оптовые и розничные цены на дизельное топливо выросли до рекордно высокого уровня в апреле, превысив пик 2008 года.
📈 Средние розничные цены в Великобритании впервые превысили $1,8 фунтов за литр (что составляет $2,25 за литр), в странах Евросоюза колеблются от 1,8 до 2,2 евро за литр ($1,9-2,3/литр). Оптовая стоимость дизтоплива с поставкой в порты Амстердама, Роттердама, Антверпена выросла более чем на 73% с начала года и достигла $1175 за метрическую тонну — почти в 3,5 раза больше среднего уровня цен в период с 2015 по 2020 год. Его запасы упали до самого низкого сезонного уровня за последние 16 лет.
⛽️ В отличие от бензина, применяемого преимущественно в личном транспорте, дизельное топливо имеет повсеместное распространение во всех отраслях промышленности. По этим причинам текущее ралли ударит по всем секторам западной экономики и ускорит инфляцию, которая и так уже достигла полувекового максимума.
💡 При этом тяжелая ситуация с поставками дизельного топлива возникла еще до введения ограничений на российские энергоносители и топливо. Хотя мировой спрос на нефть еще не достиг своего допандемического уровня из-за отстающей авиации и круизного судоходства, мировое потребление дизельного топлива выросло до нового исторического максимума еще в четвертом квартале 2021 года.
Этот бум отражает неравномерное восстановление экономики после снятия COVID-ограничений, когда резко вырос объем перевозок для удовлетворения растущего спроса и восстановления цепочек поставок. Поскольку дизельное топливо невозможно произвести в отрыве от выделения широкого перечня других нефтепродуктов, это привело к его структурному дефициту на рынке.