Блог им. boomin
О том, какие вызовы ощутила на себя кондитерская отрасль, рассказал Павел Боше, руководитель коммерческого и маркетингового отделов сети кондитерских Kuzina.
— Как коснулась текущая мировая ситуация вашего бизнеса? В целом отрасли? Каковы прогнозы по последствиям?
— Довольно серьезно коснулась. Мы сейчас проводим оценку. Как раз сейчас начали массово поступать письма от ключевых поставщиков о повышении цен. На сегодняшний день не все готовы назвать конечные цены, поскольку нет понимания развития ситуации. Поступившие данные от поставщиков мы аккумулируем, проводим расчеты. Единственное, что остается стабильным — стоимость муки, по остальным ингредиентам идет серьезное повышение цен. Их снижения в краткосрочной и среднесрочной перспективе ждать не приходится.
Всю кондитерскую отрасль ожидает непростой период. Ведущие игроки будут вынуждены пересматривать ценовую политику и матрицы ассортиментных линеек еще не один раз. По мере роста цен спрос будет смещаться в сторону более доступных продуктов, а общий объем потребления кондитерских изделий вероятно снизится в краткосрочной перспективе.
Как показывает практика, «Кузина» эффективно справляется с кризисными вызовами, но точно оценить текущую ситуацию пока сложно. Поступающая информация зачастую носит противоречивый характер. Прогнозы, особенно сейчас — дело неблагодарное.
— Какие из санкций и каким образом уже коснулись бизнеса/отрасли? Какие коснутся в дальнейшем по ожиданиям?
— Санкции довольно серьезно коснутся поставок оборудования. Профессиональное кондитерское оборудование в большинстве случаев импортное. В своих кондитерских, «Кузина» использует кофе-машины производства швейцарской компании Schaerer, которые поставлялись напрямую под заказ с завода в Люцерне. Затраты на покупку такого оборудования составляют существенный процент в стоимости проектов по открытию кафе, не стоит забывать и про содержание текущего парка машин, которые нужно обслуживать, комплектовать расходниками и запчастями. Как таковых прямых санкций на эти компании не введено, но Швейцария уже попала в список недружественных стран, а постоянно растущий курс валют повлиял на стоимость и без того дорогого оборудования.
— Есть ли у компании зарубежные партнеры (клиенты, поставщики и др.)? Как складываются отношения?
— В нашем бизнесе много импортного сырья, а также сырья, произведенного в России, но с использованием импортных компонентов — это в первую очередь касается таких позиций как: сливки, шоколад, ароматизаторы и ягоды.
О приостановке деятельности сообщают крупнейшие компании и поставщики. Например, компания Barry Callebaut — крупнейший поставщик и производитель шоколада и глазури на российском рынке, имеющий три производственные площадки в РФ, сырье которого мы постоянно используем в работе, уже сообщил, что, как и многие другие поставщики, имеющие дело с трансграничными перевозками, испытывает некоторые проблемы на границах, которые влияют на поставки из-за рубежа продуктов и сырьевых ингредиентов для локального производства. Важно также отметить, что геополитическая ситуация, неопределенность с обменными курсами, рост стоимости ингредиентов и логистики оказывают существенное влияние на операционную деятельность компании.
Например, молочная отрасль в России хоть и развита хорошо, но производство кондитерских сливок требует импортных компонентов.
Упаковка (стаканы, коробки и проч.) мы заказывали в крупнейшей компании Huhtamaki, которая в качестве сырья использует финский картон. Его поставки на сегодняшний день также заморожены, а цены взлетели в несколько раз.
Цены на кофе за последние две недели изменились уже несколько раз. Прошлый сезон на бразильских плантациях был неудачным. А в текущей ситуации сложности с морскими контейнерными перевозками, которые используются для доставки кофе, влияют на все логистические цепочки и стоимость. Учитывая огромные обороты данного вида сырья (только оборот «Кузины» достигает 4-х тонн в месяц), сформировать его долгосрочные запасы и зафиксировать цены физически становится невозможно.
— Какие меры поддержки от государства/региона имеются на сегодня для отрасли?
— Пока процедуры не проработаны. Мы регулярно делаем запросы в банки, но фактически информации пока нет.
— Какие меры принимаете/планируете принять с целью удержания стабильности работы компании?
— У компании есть опыт, наработанный в прежние кризисные периоды для эффективного управления, и кризис-план оперативных мероприятий необходимых для стабилизации ситуации. Мы с самого начала уже начали активно общаться с подрядчиками и поставщиками, договариваясь о сокращении издержек, регулировке цен, согласовывая финансовые схемы и модели оплат и расчетов. Партнеры как правило все прекрасно понимают, так как сами находятся в тех же условиях. Все учатся договариваться и искать компромиссы, идти навстречу, понимая, что необходимо поддержать бизнес и друг друга.
Мы провели детальный анализ ассортимента с точки зрения текущего дефицита сырья и рисков его возникновения в будущем, а также возможных последствий, связанных с ценовой политикой копании. Учитывая наше позиционирование на рынке и свой средний чек, мы понимаем, что сейчас нам придется неизбежно снижать долю предложений премиум-сегмента в общей структуре продуктовой матрицы, сделав упор на более доступный массовый продукт. По этим же причинам мы пока приостановили разработку сложных сезонных и фестивальных новинок. Продуктовая матрица в целом будет сегментирована по ценовым критериям.
Кроме того, сейчас мы переключаем фокус внимания на азиатский рынок, готовый предложить упаковку, оборудование и сырье взамен европейских, но на это нужно время, разработанные каналы и механизмы взаимодействия.
В апреле этого года состоится Кантонская ярмарка в Гуаньчжоу, крупнейшая в КНР. Если будет юридическая возможность, то мы планируем обязательно посетить данную выставку. Сейчас это самый очевидный и перспективный шаг в будущее для многих российских компаний, которые не планируют останавливать своё развитие.