Я решил использовать вопросы, заданные автором блога на смартлабе
smart-lab.ru/blog/news/71011.php и предложил свои ответы, для обсуждения конечно))
1) Вы действительно считаете, что на подобных курсах Вас действительно могут научить работать в прибыль, или хотя бы направят в нужное русло?
Ответ: Если пройти обучение у человека, который может внятно передать свой опыт, то конечно немало времени сэкономится вам лично, и многие ошибки будут узнаваемы сразу же по их появлении (вы не будете тратить время на их распознавание, изучение, систематизацию, тестирование, поиск и подбор противоядия), хотя их конечно избежать не удастся. Таким образом плата за обучение — это плата не за время преподавателя, потраченное на вас, а плата за экономию ВАШЕГО времени, это уменьшение длины пути к успешной торговле, а следовательно ваш убыточный путь тоже будет короче, а следовательно и денег вами будет потеряно меньше до момента, когда вы начнете зарабатывать и выводить прибыль.
2) Какой вид трейдинга вы считаете более эффективным? Скальпинг, интрадэй, свинг, инвестиции? И соответственно, чему именно вы захотели бы научиться?
Ответ: Учиться надо тому стилю, который ближе по психотипу, по роду занятий, по доходам, по времени, которое можно выделить на торговлю, а не учиться скальпингу на фьюче РТС только потому, что мол это эффективнее. Да, в целом эффективнее всего именно торговля на малых таймфреймах — скальпинг и интрадей, но 8 из 10 учеников не смогут так торговать в принципе, как ни учи. Чтобы выбрать свой таймфрейм, надо понять лекционный материал, который дает преподаватель о своем способе торговли. Если учитель дает только общие правила торговли, то ценность таких лекций для вас всегда будет равна нулю. Учитель должен давать теоретическую часть именно СВОЕГО подхода, для своего таймфрейма. Если она вам будет не близка — то и практика с этим учителем не нужна.
3) Какой вид обучения был бы наиболее приемлемым? Повторяем сделки преподавателя, совершаем сами, а потом показываем скрины для разбора(учимся на своих ошибках), либо просто наблюдаем за торговлей, слушаем комменты и записываем все очень и очень подробно?
Ответ: Форма обучения выбирает не ученик, а преподаватель, так что вопрос излишний. но понятно что невозможно освоить практику в ином виде кроме как в форме полного, жесткого и откровенного контакта тренера с учеником. Так что теорию можно получить в форме массовых лекций, а практику — только в форме персонального тренинга.
4) Считаете ли Вы что за 2 недели обучения можно хоть что-нибудь понять?
Ответ: За две недели понять можно очень и очень многое. Проблема в том, что опыт накапливается все равно очень долго. Как ни сокращай срок, а года три активной торговли — это минимальный срок для получения этой грубо говоря профессии, хоть у тебя будет 100 учителей одновременно. А самоучкой будешь вообще лет 5-6-7 колупаться, это если опять же имеешь к этому делу способности, а ведь очень многие (думаю процентов 50%) не имеют к этому никаких способностей, и им торговать на рынке вообще противопоказано)), поэтому и учиться бесполезно.
5) Какую суммы Вы готовы заплатить, если обучение действительно эффективное?
Ответ: Сумма за обучение по идее должна составлять некую фиксированную не очень большую часть за теоретические знания, и переменную часть за практику — например часть прибыли ученика (до какой-то заметной суммы). Брать много только за преподавание — это нонсенс, так как результата еще нет и может быть и не будет. Но если есть результат в итоге, то почему не отдать его приличную часть наставнику?
6
) Что для Вас будет критерием успешности преподавателя: ЛЧИ, скрины сделок на форумах, газетные статьи, популярный блог, сигналы онлайн?
Ответ: Критерий успешности преподавателя только один -это успех учеников. личные достижения преподавателя — это совершенно другая область, в спорте тренер — это всегда тот, кто закончил спортивную карьеру, и кто уже не будет чемпионом. Важно ли был чемпионом учитель? — скорее всего нет, поскольку вам должно быть важно то, насколько он лучше чем другие обучает именно вас. Также следует учитывать, что не все преподаватели по трейдингу сами прошли весь путь становления трейдера, но вполне могут обучить тем этапам, которые уже прошли и великолепно их освоили. Плюс необходимо учитывать, что звезды-учителя, о которых все грезят - именно потому и звезды, что не адаптируются к ученикам, а успешно обучают только тех, кто наиболее предрасположен именно к их стилю преподавания — вот тогда это может выстрелить: бескомпромиссный личностный подход тренера, и максимальная готовность ученика именно к такому подходу. Иначе или супер-учитель не будет понят посредственными учениками, или он превратит свое умение в постную кашу, пытаясь накормить ею всех учеников равным образом, в итоге лучшие недополучат знаний и умений.
7) Каков будет критерий обучения: «не слил и хорошо», «заработал 5% за неделю», «заработал 100500% за неделю», «не заработал, но узнал новое, развиваюсь, перевариваю материал».
8) Если по статистике из 50 человек, двое начнут показывать хорошие результаты (100тр из 30 за первый месяц торгов) а остальные потеряют половину — это успешное обучение?
Ответ: Критерий успешного обучения — это достижение запланированной прибыли во времени — в рамках таймфрейма на ступень большую, в котором тебя обучали торговать. Если ты учился интрадею (таймфрейм день-два) — то ты должен каждую неделю закрывать в плюс. Если учили краткосрочке (таймфрейм до месяца) — депо должно каждые полгода обновлять хаи. Кто говорит, что нельзя на рынке ничего планировать и прогнозировать — тот как минимум не годится в наставники))
9) Готовы Вы ли выехать за пределы Москвы в скромный региональный офис, или трейдрум в Москва-сити, дорогое авто на стоянке и часы за 30 тыс евро у преподавателя — для Вас основной ориентир?
Ответ: Лекции можно слушать на вебинарах и в скайп-чатах. Тренинг должен быть максимально индивидуальным, но и его можно проводить в скайпе с тренером, с использованием программы teamvewer.ru, чтобы видеть как на твоем компе производятся тренером отдельные действия (выставление заявок, стопов и прочее). ну а как живет тренер, какие часы он носит — это вообще не вопрос трейдинга.
10) Каких успехов может добиться ученик 18 лет, 22 лет, 30 и 35+, после обучения?
Ответ: Возраст ученика не имеет принципиального значения. но обязательна с его стороны восприимчивость, собранность, внимательность, ответственность, мотивация. А еще ученик должен знать язык, на котором ведется обучение, в полной мере, быть грамотным, иначе половина образов, символов, слов и понятий ускользнет от него.
И ПОСЛЕДНЕЕ. Что для Вас важнее: суперприбыльный или суперстабильный трейдинг? Что вас подкупит больше доходность 1000% за 3 месяца или отсутствие убытков за этот же период, при условии если торговля проходит внутри дня каждый день?
Ответ: неважно что лучше: суперстабильный трейдинг или суперприбыльный. важно в рамках своего таймфрейма и выбранной стратегии достигать плановой прибыли. Результаты одного трейдера будут сверхприбыльными и сверхстабильными для другого и наоборот. В трейдинге невозможно соревнование в принципе, и невозможно выстроить трейдеров по ранжиру. Вы должны победить только себя и свои ошибки., чтобы быть в своих глазах лучше всех, а этого будет достаточно)))
Буду благодарен, если остальные участники также оставят свои комментарии. Тема-то актуальная. Вместе можно сформировать некий эталонный образ обучения на ФР.
И, как часто бывает — полезный и продуманный у Вас материал, а с отзывами — напряженко…