Блог им. Koleso

Как российский бизнес использует хайп вокруг пандемии

Коронавирус и российский бизнес. Как используют хайп вокруг пандемии

 Коронавирус угрожает экономике, но российский бизнес пытается извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Футболки с изображением молекулы вируса, гречки и туалетной бумаги, книги об эпидемии Эбола и реклама презервативов с упоминанием вымышленной китайской провинции Ган Дон помогают наращивать аудиторию и стимулировать продажи.

На интерес к коронавирусу отреагировали и крупные бренды.

S7 и «Уральские авиалинии» разрешили вернуть даже невозвратные билеты с датой вылета с начала марта по середину апреля.

На сайте лоукостера «Победа» в процессе бронирования можно добавить услугу возврата за 499 рублей в одну сторону к любому тарифу.

KFC в Британии перестала использовать облизывание пальцев в рекламе.

Viber расширил количество участников в групповых звонках до двадцати человек.

Презервативы Vizit предлагают с помощью своей продукции сделать самоизоляцию не только безопасной, но и приятной.

Заражение. Об₽ушение. Обнуление

 Как российский бизнес использует хайп вокруг пандемии

29 января, Кирилл Караваев выложил в онлайн-магазине и Instagram фотографии с новым дизайном футболки. Ситуативную надпись на ней — «Пожалуйста, не кашляйте на меня». За два дня только на «вирусной» вещи Караваев выручил около 150 000 рублей и получил порядка 75 000 рублей операционной прибыли.

Быстро реагировать на события позволяет модель работы бизнеса: несколько раз в неделю на сайте и в соцсетях Караваев выкладывает фотомонтаж с идеями принтов на футболках и худи, а затем печатает их на текстильных принтерах. Процесс печати быстрый — до 10 минут, поэтому производство запускают только при поступлении заказов. Это позволяет исключить убытки из-за складских остатков — частую проблему одежного бизнеса.

Спрос на «вирусную» футболку оказался на 30% выше, чем в случае со стандартными позициями. Через неделю он выпустил еще и дождевики с картинкой, обыгрывающей сюжет видеоигры Resident Evil: вымышленная фармацевтическая корпорация Umbrella разрабатывала новый вид вируса, который случайно «утек» в массы и привел к зомби-апокалипсису. Караваев разместил на дождевиках изображения бренда Umbrella и вызвал сравнимый с «Пожалуйста, не кашляйте» ажиотаж.

К первым вирусным ситуативам прибавились дождевик с надписью Grecha и еще несколько футболок: с автопортретом Ван Гога в медицинской маске, с надписями «Заражение. Об₽ушение. Обнуление. Апрель. Принятие» и «Давайте уже после коронавируса». Последнюю за неделю приобрели порядка 500 человек.

В общей сложности за полтора месяца Караваев продал 1500 «коронавирусных» позиций (обычно выполняет 1000 заказов в месяц на все принты в сумме), выручил около 3 млн рублей и получил 1 млн рублей прибыли.

 Как российский бизнес использует хайп вокруг пандемии
 

С волной негатива от тех, чьи чувства подобные кампании задевают, столкнулся основатель бренда одежды Molotov BRND Иван Ермолин.

5 февраля на YouTube-канале бренда он опубликовал видео, где «в доступном для целевой аудитории (подростки 14-24 лет) виде объяснил, что такое коронавирус, стоит ли его бояться и что делать, если он все-таки нас настигнет». По традиции к каждому выпуску видео на канале Ермолин создавал новую тематическую вещь, которую разыгрывал среди подписчиков, а при всплеске интереса в комментариях запускал в продажу.

В видео от 5 февраля Ермолин разыгрывал футболку с изображением молекулы коронавируса и надписью «2019-nCOV». Большинство людей в Перми посчитало, что мы хотим нажиться на чьем-то горе», — говорит Ермолин. В итоге в продажу футболку он запускать не стал — «чтобы не копить негативные отзывы».

Только без рук

Петербургский бренд «Готово», работающий по модели dark kitchen, запустил бесконтактную доставку — вместо того чтобы передавать блюда в руки заказчикам, курьеры оставляют пакеты с едой на пороге квартир.

Мы разрабатывали нормативы, советовались с СЭС, дообучали сотрудников и закупали расходники», — рассказывает сооснователь «Готово» Александр Церетели.

5 марта, когда в Санкт-Петербурге зарегистрировали первый случай заражения, команда сервиса за несколько часов сделала съемку, наглядное пособие и лендинг-страницу covid.gotovo.ru, где можно было заказать бесконтактную доставку. В общей сложности запуск обошелся в 8000 рублей. Еще более 100 000 потратили на закупку дополнительных масок, шапочек, перчаток, халатов (их носили повара и курьеры), термометров и ультрафиолетовых ламп (их установили на производстве и в офисах).

Чтобы воспользоваться опцией, нужно прописать в комментариях к заказу пожелание оставить еду у двери (отдельную кнопку «Бесконтактная доставка» компания пока разрабатывает).

Как российский бизнес использует хайп вокруг пандемии

Курьер «Готово»

Несмотря на актуальность опции, пользуется ей постоянно стали лишь 1% клиентов сервиса, общее количество заказов пока не увеличилось. «Мы получили сотни позитивных сообщений. Конечно, опция могла быть воспринята как преждевременная паника, но в таких случаях лучше «пере-», чем «недо-», — считает Церетели.

Следом за «Готово» обязательную бесконтактную доставку ввели сервисы «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка». Сначала желающие должны были указать такую просьбу в комментарии к заказу, а с 13 марта все заказы стали бесконтактными по умолчанию, курьер оставляет заказ на сумке, звонит вам и ждет в стороне, пока вы забираете пакеты.

Я познаю вирус

Из-за коронавируса разработчик софта «1С-Битрикс» сделал бесплатный тариф для управления бизнесом «Битрикс24» доступным для компании любого размера (прежде тарифом могли пользоваться максимум 12 человек в одной компании одновременно). Это должно помочь бизнесу перевести сотрудников на удаленный режим работы, рекомендованный в связи со вспышкой коронавируса.

«Эксмо» и «Альпина Паблишер», например, зафиксировали небывалый спрос на книги о вирусах — вообще любых.

Так, «Эксмо» купило книгу Ричарда Престона «Эпидемия», где рассказывается о четырех смертоносных вирусах, предшествовавших пандемии 2019 года. Издательство планировало выпуск к осени 2020 года, но из-за захвата коронавирусом новостной повестки отправило в печать 8000 экземпляров уже в феврале. За один-два месяца издательство рассчитывает распродать книгу и выручить на этом порядка 3,4 млн рублей.

На очереди — книга про вирусные инфекции от Ольги Кашубиной, а в апреле должна выйти «Карта призраков» про вспышку холеры, которая произошла в Лондоне в 1854 году.

 Как российский бизнес использует хайп вокруг пандемии

На книгу «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций» Сони Шах издательства «Альпина Паблишер» в связи с распространением коронавируса увеличился спрос из магазинов в регионах.

Первый тираж из 2000 экземпляров «Альпина нон-фикшн» издала еще в 2017 году, а затем три раза повторяла — в 2018-м, 2019-м и январе 2020-го. Число отгрузок книги, включая дорожный формат, в январе и феврале увеличилось почти в восемь раз по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года.

11 марта «Альпина Паблишер» также выпустила третий тираж книги «Вирусы: Скорее друзья, чем враги» немецкого вирусолога Карен Мёллиг. «Более того, в июле 2020 года у нас выйдет бестселлер Ричарда Престона «Кризис в красной зоне» об эпидемии Эбола 2013-2014 годах. Права на издание книги мы тоже купили задолго до эпидемии коронавируса. Были уверены, что книга будет востребована, и сейчас увидим результаты хорошего планирования.

Провинция Ган Дон

В середине января в связи с отставкой правительства в Twitter-аккаунте компании производитель презервативов Vizit появился баннер, на котором были изображены упаковки, «одетые» в строгие костюмы с галстуками.

24 января в аккаунтах российского Vizit появился пост с изображением упаковки презервативов, медицинской маски и надписью «Изолируй зараженных в провинции Ган Дон» (провинции с таким названием в Китае нет, но в провинции Хунань есть населенный пункт с названием Ганьдун). «Мы все время стараемся отражать тему дня в нашей коммуникации и делать ситуативный контент. Он хорошо работает на повышение лояльности к нам», — говорят в пресс-службе Vizit.

Как российский бизнес использует хайп вокруг пандемии

Пост собрал 2400 лайков в Twitter и 72 лайка в Facebook — на 80% больше, чем обычно набирают посты бренда в соцсетях, говорят в компании. «Также мы увидели рост продуктовых запросов — люди стали активнее интересоваться, где могут купить наш продукт, — добавляет представитель бренда. — Мы продолжаем активно использовать ситуативный контент».

 Разработчик сайтов и мобильных приложений Finch тоже регулярно «ловит хайп» на инфоповодах.

Принт F**k COVID-19 придумали в Finch и сделали картинки черных медицинских масок с этой надписью. Когда число запросов достигнет 30, компания отправит маски в производство подрядчику Zeyts. Каждая маска обойдется Finch в 100 рублей. По традиции их сначала будут раздавать сделавшим репост публикации бесплатно, а потом продавать всем остальным за 1000 рублей.

Идея с кастомизированными масками пришла в голову и группе Little Big, которая будет представлять Россию на «Евровидении-2020», запустила в продажу черные защитные маски с надписью Cor Uno Virus (Uno — название композиции, с которой коллектив должен выступать на «Евровидении») и изображением самбиста, который «борется» с вирусом.

«Эта история не про деньги. Мы прокачиваем бренд. Возможно, кто-то из клиентов пришел к нам, увидев один из постов». Ситуатив помогает налаживать дружбу с лидерами мнений. (на основе статьи Forbes)

P.S. Анализ происходящего, инвестидеи, новинки бизнес-книг и умное кино t-do.ru/kudaidem  t.me/kudaidem 
Анонсы деловых событий Москвы (пока в основном онлайн)  t.me/SmartEventMos

 P.S. А вы испульзуете хайп и ситуатив?

2 комментария
курьер в шлеме, видимо вирус уже мутировал и охотится с дубиной, прячась в подъезде
avatar

класс! 

ни как(   

идей нет и денег))

avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн