Блог им. neophyte

Электрокары - дорогая игрушка без будущего?

Электрокары - дорогая игрушка без будущего?

Основное преимущество электрокара не экология (еще неизвестно от чего больше вреда, от выхлопных газов или от утилизации батарей), а простота конструкции.
Дальше идут недостатки, главный из которых это более низкий КПД всей цепочки от производства электроэнергии до крутящего момента на колесах и недостаточная энерговооруженность цивилизации. Массовое использование электрокаров возможно в случае, если автомобиль из средства передвижения превратится в роскошь.
 
Мне уже неоднократно встречались публикации, в которых сообщалось, что всей мощности электростанций земного шара недостаточно чтобы перейти на электромобили. Причем этот переход требует повышения энерговооруженности не в 2-3 раза, а гораздо больше. По некоторым оценкам, приведенным в книгах А.Никонова, мощность электростанций должна возрасти в 37 раз. Точность тут не сильно важна, важен порядок величины.

В поисках обоснования этой цифры я натолкнулся на публикацию, автор которой тоже заинтересовался аналогичным вопросом и даже привел свое решение, пусть приближенное, на основе метода Ферми, но достаточно обоснованное.

Формулировка условия и решение задачи

Как обычно в этих задачах в условии дан только вопрос, а вот исходные данные мы ищем сами. Входные данные:
представим, что мы уже можем и хотим ВСЕ автомобили земли перевести на электроэнергию. Нам необходимо оценить эту возможность, сравнив текущую потребляемую мощность всех автомобилей с текущей обеспечиваемой мощностью всех электростанций.

Поиск исходных данных
Сколько нам нужноИтак, сколько же автомобилей мы имеем? Как и в примере выше я сошелся на величине 1 млрд, ведь нам нужен только порядок, а мы можем с уверенностью утверждать, что машин меньше чем 10 млрд, но больше чем 100 млн.

Na = 109

А какова мощность одного автомобиля? Здесь я еще менее силен… Но я понимаю, что она где-то в пределах от 50 л.с. (малолитражки) до 500 л.с. (спорткары), с математическим ожиданием где-то в районе 100:

wa = 100 лс ≈ 73 кВт ≈ 100 кВт (снова округляем до порядка).

Таким образом, суммарная потребляемая одновременно мощность всех автомобилей:

Wa = Na × wa = 109 × 100 кВт = 1011 кВт.

Но это “пиковая” нагрузка, а какая же эффективная мощность, а именно сколько автомобили ездят в сутки? Я предположил, что 1/10 часть суток (~ 2,5 часа). Как и ранее, руководствовался рассуждениями, что 1 сутки слишком много, а 1/100 суток (15 минут) — слишком мало!

Значит, суммарная эффективная потребляемая мощность всех автомобилей:

Wэф = Wa / 10 = 1010 кВт

Сколько можем дать сейчасВ статье Константина Ранкса приводится число 2 млрд киловатт. Попробуем сами прикинуть.
Мы выходим из того, что мы производим ровно столько энергии, сколько потребляем, ибо мы нигде ее не накапливаем и не «сливаем» (как минимум, опять же, в пределах «порядков»).

Самая большая трудность в этом расчете — я не могу прикинуть, сколько потребляет промышленность. В разных статьях пишут, что население потребляет не то больше, чем промышленность, не то меньше. Где здесь истина — я не знаю. Здравый смысл подсказывает, что промышленность потребляет больше. Для начала прикинем, сколько потребляет население.

Население земли Nл = 7 ∙ 109. Как и в случае с автомобилями оценим эффективное население земли, т.е. то, которое потребляет энергию. Выкинув пол-Индии, пол-Китая, почти всю Африку, 30% Латинской Америки я решил, что «эффективно» пользуются электроэнергией ~ 3-5 млрд людей (пока что мантиссу не округляю, далее будет понятно зачем).
Теперь о том, как они пользуются. Берем простой пример: моя семья из 4-х человек (2 детей) потребляет ~100 кВт∙ч в месяц (коротко: 10 мало, 1000 — много). Даже не имеет значение 2 или 4 человека в семье — порядок не меняется! Поэтому предположим, что на каждых 3 человека на земле приходится 100 кВт∙ч в месяц. Значит в месяц мы все потребляем/производим:

Eмес = 100 кВт∙ч / 3 × 3∙109 = 1011 кВт∙ч / месяц (вот зачем я оставил мантиссу в населении).

В месяце 720 часов. Отсюда находим суммарную мощность электростанций:

Wэс = 1011 / 720 ≈ 108 кВт

РезультатИтак, чтобы все пересели на электрокары:
нам нужно — 1010 кВт
сейчас мы можем — 108 кВт
недостаток мощности — ~ в 100 раз!

Что не было учтено:

  • вся промышленная и военная транспортная техника (да и вряд ли их так уж быстро переведут на электрообеспечение с их мощностью). Честно говоря, я даже не берусь судить, меняют ли они порядок, но однозначно можно утверждать, что они только «усугубляют» ситуацию
  • промышленное потребление энергии. Не знаю, как его учесть и стоит ли? В расчете брались автомобили населения и количество электричества, производимого для населения. Даже если мы учтем, что реальная мощность электростанций больше в 10 раз — мы все равно не сможем «отобрать» эту мощность у промышленности в пользу населения
  • КПД двигателей. На порядок практически не влияет (однозначно больше 0,1 и меньше 1)


Выводы

Таким образом, метод решения задач Ферми нам наглядно показывает, что, несмотря на все возгласы экологов, мы еще явно не готовы абсолютно пересадить всех сразу на электрокары. Где же взять недостающие 2 порядка мощности? С какой скоростью теперь надо сжигать мазут/уголь/газ, расщеплять атомы, сколько рек нужно еще перекрыть дамбами, чтобы обеспечить наши экологически чистые машинки? А еще давайте не забывать, что нам теперь надо увеличить в разы площади сечения магистральных ЛЭП, а какие теперь должны быть трансформаторы на подстанциях я даже не представляю. Сколько еще необходимо выплавить алюминия/меди? На эти вопросы я, пока что, ответа дать даже не пытался, но в том, что глобальная электрификация улучшит экологическую ситуацию, уже очень сильно сомневаюсь!

Результат весьма приближенный, но позволяет оценить порядок проблемы. 
Может все-таки будущее за другим решением экологических проблем — за автомобилями на водородном топливе или повозками на гужевой тяге.

Полный текст цитируемой статьи
  • обсудить на форуме:
  • Tesla
★1
54 комментария
двухтактный Т-образный двигатель + этанол
alex-rozoff.livejournal.com/171762.html
avatar
Брузго, этанол — это вообще мечта для части населения... 
Николай Скриган, автор какой-то бред несет зачем всем пересаживаться на электроавто, часть электро абсолютно чистая энергия, в отличии от двс
Какие-то проблемные расчеты о эксплуатации авто, когда можно взять одометр за год, пять лет, поделить на среднюю скорость по борткомпу и все, нет у него ферми ахаха
avatar
Chipa lipa, веруете? -)
avatar
КРЫС, в светлое будущее? )
avatar
двс, конечно, образец энергоэффективности
avatar
Диванный аналитик-практик, а туда  сахар и дрожжи кидают?
avatar
Кирилл Сизов, В годы Великой Отечественной на многих полуторках такие котлы стояли. Закинул дрова и едешь, прогорели- ищешь ещё дровишек. Дровяной газ питает мотор.
Как видно на фото, европейцы массово переходят с дорогого бензина и электричества на обычные дрова, а нам втирают, что электромобили -это выгодно.
Диванный аналитик-практик, это он самогонный аппарат легализировал
avatar
К сожалению твёрдый Н2 не решает энергетическую проблему человечества. Может быть стоит рассмотреть вариант с массовыми зелёными насаждениями в мегаполисах? К примеру, это могут быть тропические растения, эффективность фотосинтеза которых в разы выше чем у растений из средних широт. Ещё — зелёные водоросли вдоль дорожной полосы. В любом случае всё это должно решаться на уровне государства.
avatar
bozon, 
В любом случае всё это должно решаться на уровне государства.
Ну это и есть главная цель зеленого движения. Получить деньги под надуманные проблемы. 20 лет назад это уже проходили, с фреонами и озоновыми дырами. Бабки получили и забыли.
Сейчас — углекислота и глобальное потепление.
Николай Скриган, Ваши предложения? Или Вы за «озоновые дыры» из своего кармана платите?)
пс: в любом случае экологическая проблема разрешится либо без нашего участия (но с массовым вымиранием вида), либо с нашим активным участием!
avatar
bozon, за фреоны все заплатили. И вы в том числе. Деньги государства — это деньги, взятые у вас в виде налогов, прямых и косвенных.
Николай Скриган, а у нас есть законные варианты не платить налоги?
avatar
bozon, не уходите в сторону от вопроса. Даже если вы конкрентно налоги не платите, то другие платят и все делается за их счет.
Николай Скриган, ну платят, и я плачу. И что?
avatar
bozon, значит и вы заплатили за фреоны.
нам нужно — 1010 кВт
сейчас мы можем — 108 кВт
недостаток мощности — ~ в 100 раз!

Уровень математики/аналитики — бог

avatar
Дэн Чакрин, бывает. Но порядок величины в разы.
Николай Скриган, да, с противниками электромобилей только так и бывает — вранье и лажа в каждом аргументе
avatar
Дэн Чакрин, это не религия, чтобы вербовать противников или сторонников. Вопрос нужно рассматривать со всех сторон. 
Николай Скриган, если это не религия, зачем вы врете?
avatar
Дэн Чакрин, в чем?
Николай Скриган, вы транслировали заведомо ложные расчеты, где на пустом месте результат завышены НА ПОРЯДОК

avatar
Автор не в теме! Электростанции работают не на полную мощность постоянно. По ночам многие глобально недозагружены. Если будут ставить много электромобилей на ночь, то это наоборот хорошо
avatar
Павел, на сколько недозагружены, а много — это сколько?
Полпальца в потолок твой комментарий…
avatar
Vlаdimi®, откройте график потребления ЭЭ почасовой, а потом думайте про пальцы!
avatar
Павел, это вы думайте, коллега, прежде чем х-ню каментить. Открывайте сами, что хотите.
avatar
Vlаdimi®, вы сперва думайте, прежде чем в пост х-ню писать. 
avatar
Павел, блин ссори за минус, промазал. Вы абсолютно правы, почему-то многие забывают про то что станции 30% времени в холостую работают.
avatar

вы только Илану нашему Маску ничего не говорите

regnum.ru/news/it/2760275.html

 

avatar
Николай, есть такое слово — рекуперация
avatar
netbook, ну да… Вечный двигатель осталось изобрести. :)
Николай Скриган, при чем здесь вечный двигатель?
avatar
netbook, при том же, при чем и рекуперация.
Николай Скриган, рекуперация в 90% снижает разницу в 10 раз, учитывая остальные погрешности в методике, получается, что текущая генерация уже все покрывает и никакой проблемы нет. А вечный двигатель просто не существует (в классическом определении)
avatar
netbook, стало интересно. Поясните, какую разницу и в чем.
Николай Скриган, эту -> недостаток мощности — ~ в 100 раз
avatar
netbook, я понял вашу мысль.
Тянуть провода проще чем трубы
Добывать  бесплатно круглый год можно там, где много солнца,-Африка.
На «заправочных станциях „просто менять аккумуляторы .
Аккумуляторы стандартизировать, как марки бензина.
Приехал, поменял “пустой» на заряженный и поехал.
Путешественник, Электроэнергия штука капризная, мы не можем добывать её в Африке, а использовать на дальнем востоке. Точнее можем, но это не кабельная линия будет. Только если возить танкерами огромные батареи или иные способы сбережения электроэнергии.
avatar
При чем здесь мощность, причем максимальная (100 кВт)? Нужна только совершенная работа, она же через КПД потребленная энергия (хотя бы в кВт*ч), а она будет на порядок, а то и два меньше, чем «рассчитанная» здесь. Привожу свою грубую оценку: поскольку плюс-минус все перемещаемые грузы находятся на земной поверхности как в начале пути, так и в конце, причем перемащаются по дорогам с очень малой силой трения качения и лобового сопротивления, то затратами на преодоление силы трения и сопротивления можно пренебречь. Поэтому требуемая для всех электромобилей энергия равна где-то 0.
avatar
netbook, интересная точка зрения :)
Дорогой товарищ,  веруете? -)
avatar
engineering-ru.livejournal.com/564709.html
реально ездит на тесле

там на последней картинке
929км за 149квт/час т.е. 1км 160втчасов/км

итого для простоты 1000км = 150квт час
суточная генерация россии = 2.9 млрд квт/часов https://minenergo.gov.ru/node/10277

всего в россии 51млн авто...
итого 2.9*10^9/150*1000км/51*10^6=379км в день

т.е. если все авто россии заменить на теслу, то чтоб сжечь всю дневную генерацию россии все 51мио авто должны проехать 379км в день

мораль в том, что школоту счас никуя не учат — посчитать элементарную задачку никак не могут


еще мораль в том, что при реальном среднем пробеге в 30км в день на электромобили потребуется 10% генерации… а если учесть что в россии есть избыточные мощности по генерации в 20%, то переход на электромобили возможен прямо сейчас
avatar
на гужевой тяге поедем в следующем кризисе
avatar
90% населения земли живут в городах, если энергию производить за городом, то экология города значительно улучшиться. Значит за электромобилями будущее.
avatar
Да экологичность вообще пострадает, но качество жизни человека в мегополисе только улучшится.
avatar
Думаю, когда только появились автомобили с бензиновыми двигателями, многие скептики тоже считали, что на все автомобили бензина никогда не хватит
avatar

теги блога Николай Скриган

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн