Блог им. Marek
Неожиданный рост в начале недели процентных ставок по кредитам овернайт вынудил Федеральную резервную систему США вернуться к рассмотрению вопроса об увеличении своего портфеля казначейских облигаций впервые за пять лет. Вопрос внесен в повестку октябрьского заседания ФРС.
Председатель ФРС Джером Пауэлл сказал в среду, что центральный банк тщательно изучит необходимость увеличения своего портфеля (баланса), прежде чем принимать какое-либо решение по этому поводу на заседании 29-30 октября.
«Вполне возможно, что необходимость возобновления естественного наращивания баланса возникнет раньше, чем мы думали, — сказал он на пресс-конференции. – Мы будем внимательно изучать этот вопрос и обсудим его на следующем заседании».
Решение об увеличении баланса ФРС не будет означать начала новой программы покупки облигаций для стимулирования роста экономики посредством снижения долгосрочных процентных ставок, подобной тем, которые реализовывались в несколько этапов после финансового кризиса 2008 года.
Вместо этого ФРС начнет регулярно покупать небольшие количества казначейских облигаций, чтобы предотвратить существенное сокращение денежной массы в банковской системе. Это будет означать возврат к естественной докризисной практике, обеспечивающей увеличение баланса ФРС соразмерно росту экономики в целом.
Самих по себе таких действий будет недостаточно, чтобы устранить проблему с дефицитами ликвидности, возникающими в последнее время на денежном рынке. На этой неделе Федеральный резервный банк Нью-Йорка уже влил на денежный рынок более 200 млрд долларов, чтобы снизить подскочившие процентные ставки.
Руководство ФРС не стало принимать решение по балансу на этой неделе, поскольку хочет изучить влияние на финансовую систему пятилетних усилий ФРС по сокращению резервов наличности для устранения эффекта кризисного стимулирования.
Аналитики Evercore ISI полагают, что для предотвращения сокращения объема банковских депозитов (резервов) ФРС потребуется ежемесячно тратить на покупку казначейских облигаций от 8 до 14 млрд долларов, причем дополнительно к тем 35 млрд долларов, которые она уже тратит для замены государственных облигаций с наступающими сроками погашения и ипотечных облигаций.
Весной руководство центрального банка заявило о намерении прекратить сокращение своего портфеля казначейских бумаг. Это решение вступило в силу в августе. Между тем представители ФРС никогда не говорили о намерении допускать его увеличение.
Баланс ФРС оценивается в 3,8 трлн долларов США и состоит из активов (в основном казначейских и ипотечных облигаций) и пассивов, которые включают резервы, созданные для покупки активов.
ФРС прекратила покупать облигации для стимулирования экономики в 2014 году, а в 2017 году начала сокращать свой портфель для уменьшения объемов стимулирования, что привлекло к оттоку резервов из системы. Резервы сократились с 2,8 трлн долларов до менее 1,5 трлн долларов США.
В нормальных условиях баланс ФРС должен расти такими темпами, чтобы поспевать за спросом на обязательства центрального банка, которые включают денежные средства в обращении и общий счет финансирования Министерства финансов США.
С 2007 года объем денежных средств в обращении вырос с менее 800 млрд до 1,7 трлн долларов. Когда ФРС поддерживает баланс неизменным, резервы сокращаются в случае роста других обязательств ФРС, вызывая отток наличности с рынков.
За период с 1994 по 2007 год баланс ФРС увеличился вдвое. Это произошло задолго до начала программы стимулирования экономики через покупку облигаций (программы количественного смягчения, или QE).
«Наращивая баланс, ФРС попросту удовлетворяла рыночный спрос на ликвидность, не создавая при этом избыточной ликвидности, что характерно для программ QE», — отметил аналитик Cornerstone Macro Роберто Перли в аналитической записке для клиентов во вторник.
Решение о возобновлении наращивания баланса не является большим сюрпризом. Некоторые из руководителей ФРС говорили ранее в этом году, что не хотят сокращения резервов до уровней, способных вызвать волатильность на рынках краткосрочного финансирования. Между тем возникший понедельник сезонный дефицит наличных средств привел именно к этому.
Отток из банковской системы огромной суммы денежных средств в связи с оплатой Министерству финансов налога на прибыль корпораций и стоимости приобретенных государственных облигаций спровоцировал резкий рост ставок по кредитам овернайт, включая ключевую ставку по федеральным фондам ФРС.
По данным ФРС-Нью-Йорк, во вторник ставка по федеральным фондам поднялась до 2,3%, что выше целевого диапазона центрального банка, составляющего 2%-2,25%.
В среду руководство ФРС понизило этот диапазон еще на четверть процентного пункта, чтобы защитить американскую экономику от рисков, связанных с неопределенностью в торговле и замедлением мирового экономического роста.
Подскочившие во вторник ставки могут сигнализировать о том, что руководство ФРС ошиблось в оценках надлежащего уровня резервов, а также о наличии более широких технических проблем, подрывающих способность банков и прочих брокеров-дилеров обеспечивать эффективное движение наличных средств, из-за чего для поддержания бесперебойной работы рынков требуется больше резервов.
Президент ФРС-Бостон Эрик Розенгрен отметил в одном из интервью ранее в этом году, что определение уровня, на котором сокращение резервов следует прекратить, является, «скорее искусством, нежели наукой».
Джером Пауэлл в среду напомнил, что руководство ФРС всегда говорило, что надлежащий уровень стабилизации резервов точно не известен. «Думаю, что мы очень многое узнаем в ближайшие шесть недель», — сказал он.
После этого руководству ФРС предстоит решать еще немало непростых вопросов, в том числе вопрос о необходимости изменения структуры портфеля и более активных действий на денежном рынке, например, через создание нового постоянного механизма для ограничения волатильности спроса на наличные средства среди участников.