12 февраля 2019, 20:57
Выживает ли альянс автоконцернов Renault, Nissan и Mitsubishi? Инвесторы будут следить за тем, сколько времени потребуется Nissan для замены опального бывшего председателя Карлоса Гона.
Финансовые затраты, связанные с руководством Гона, стали более понятны благодаря опубликованной во вторник квартальной отчетности японского автогиганта. Неденежные расходы составили 9,2 млрд иен (83 млн долларов). Они связаны с незадекларированным вознаграждением Гона, которое стало основным моментом в обвинениях, выдвинутых против него токийской прокуратурой. Однако, как заявил журналистам генеральный директор Nissan Хирото Сайкава, он сомневается, что компании придется платить реальные деньги, поэтому списание, по всей видимости, будет отменено.
Впрочем, куда важнее стратегическое наследие неприбыльных усилий Гона по активизации продаж в США. Сейчас Nissan, которая сосредоточилась на улучшении бренда, сдает позиции: продажи ее автомобилей в США за первые 9 месяцев до конца декабря упали на 8,4% в годовом выражении. В итоге во вторник компания ухудшила годовой прогноз и теперь ожидает, что маржа операционной прибыли без учета результатов ее китайского СП составит всего 3,9%. Для сравнения, Toyota и Honda прогнозируют маржу операционной прибыли на уровне 8,1% и 5% соответственно.
На восстановление Nissan потребуется больше времени, если компания решит отказаться от участия в альянсе с Renault (Mitsubishi практически не интегрирована в структуру альянса). Во вторник Сайкава высказался неопределенно, отметив ценность и альянса, и «автономность каждой из компаний».
Лучшим показателем отношений между партнерами в ближайшее время может стать решение Nissan о назначении нового председателя – он играет ключевую роль в осторожной политике альянса.
У Renault, владеющей 43% акций Nissan, по условиям соглашения об альянсе есть право назначать председателя. Однако партнеры в 2015 году также согласовали «договор о стабильности», чтобы успокоить японскую сторону после проявления инвестиционного активизма со стороны французских властей, которым принадлежит 15% акций Renault. В этом договоре в том числе говорится о принципе «невмешательства Renault в корпоративное управление Nissan», это в первую очередь касается назначений в ее совет директоров.
Обе стороны подчеркнули эти противоречащие условия на ноябрьском заседании совета директоров, на котором Гон был смещен с поста председателя. И, похоже, они намерены придерживаться их. Если верить сообщениям в японской прессе, Renault хочет, чтобы ее новый председатель Жан-Доминик Сенар стал и председателем Nissan. Хотя Nissan согласилась ввести Сенара в свой совет директоров, сегодня Сайкава предостерег от «концентрации власти в руках одного человека».
Выход из тупика пока не найден. Если Nissan останется без председателя, а альянс – без четкой структуры принятия решений, трудно представить, что партнеры смогут добиться сколько-нибудь заметного прогресса в плане повышения эффективности или по технологических проектам. Сейчас они ведут переговоры с Waymo, принадлежащей Alphabet, о создании беспилотных такси, о чем на прошлой неделе писала Nikkei.
Впрочем, Renault ради собственной же безопасности может отказаться от альянса.
Предложенная Гоном модель по сосредоточению власти в руках одного человека дискредитировала себя. Только если все стороны почувствуют выгоду, их договоренности могут привести к созданию стоимости. Чтобы выжить, альянсу необходимо стать менее имперским и более демократичным.