Блог им. Marek

Boeing и Airbus уже скоро могут столкнуться с конкуренцией со стороны Китая

07 января 2019
Boeing и Airbus близки к тому, чтобы нейтрализовать все угрозы для своей дуополии, с одним лишь исключением: китайская конкуренция со временем может набрать необходимый масштаб на рынке коммерческой авиации, который оценивается в 190 млрд долларов. 

Boeing сейчас ведет переговоры о покупке 80%-ной доли в подразделении коммерческой авиации бразильского авиапроизводителя Embraer за 4,2 млрд долларов. Хотя условия сделки были согласованы в декабре, она еще должна получить одобрение бразильского правительства. Новый президент Бразилии Жаир Болсонару в пятницу озадачил прессу, заявив журналистам, что хотя слияние – это хорошая возможность, он опасается из-за возможной утраты контроля.

Заинтересованность Boeing в Embraer – это ответ на покупку Airbus программы самолета CSeries, вмещающего от 108 до 133 пассажиров и переименованного в А220, у канадского авиапроизводителя Bombardier. Если сделка будет завершена, она лишит отрасль последнего мелкого игрока. 

Всего пять лет назад доминирующее положение Boeing и Airbus выглядело уязвимым. Bombardier и Embraer лидировали на региональном рынке самолетов с менее чем 100 посадочными местами, а запуск CSeries стал угрозой для моделей Boeing 737 и Airbus A319 со 100-150 местами. Это стало первой конкурентной угрозой для дуополии с тех пор, как Boeing в 1997 году объединился с McDonnell Douglas.

Тогда инвесторы переоценили шансы новой рыночной силы на рынке, где верховодит экономия на масштабе. Теперь они, возможно, недооценивают угрозы со стороны авиационного сектора Китая, который, обладая масштабом, отстает в плане технологий.

Благодаря агрессивным скидкам Boeing и Airbus спровоцировали крупные убытки у Bombardier. В 2008 году канадская компания рассчитывала, что спрос на самолеты со 100-150 посадочными местами к 2027 году превысит 6300 заказов, но до сих пор на CSeries было оформлено лишь 402 заказа. E-Jet E2 компании Embraer был не столь оптимистичен в прогнозах, но его маржа тоже оказалась под давлением.

Boeing и Airbus должны заручиться большим доверием инвесторов, чтобы усилить свою конкуренцию по разумной цене. Использование масштаба и возможностей в плане услуг – главные условия для их доминирования. Сразу после того как Airbus получила CSeries, такие крупные авиакомпании, как JetBlue, заявили, что приобретут 60 таких моделей, а на прошлой неделе JetBlue разместила твердый заказ. Бразильские инженеры Embraer повышают шансы Boeing на разработку и создание нового прибыльного самолета среднего размера.

Несмотря на усугубляющиеся проблемы, Bombardier и Embraer могли бы превратиться в серьезных соперников, если бы они располагали большим временем и господдержкой для развития своего бизнеса. Их история должна стать хорошим уроком.

C919, разработанный китайской Comac для конкуренции с A320 и 737, в прошлом году был сдан в эксплуатацию. Угроза кажется обманчиво далекой, поскольку продукция дуополии лучше.

До 1987 года Boeing видел в Airbus лишь не в меру субсидированного неполноценного конкурента. А потом на рынке появилась модель А320: поддерживаемый государством рост Airbus превратил ее в ровню Boeing.

Не следует забывать, что у Китая тоже достаточно средств. По сведениям американского аналитического центра Rand Corp., госрасходы на C919, по консервативным оценкам, составили примерно 7 млрд долларов. Они превышают себестоимость CSeries и соответствуют расходам на A320, скорректированным на инфляцию. В отличие от Bombardier, у Comac огромный местный рынок: на данную модель уже оформлены около 1000 заказов. Кроме того, она может легко завоевать рынки Азии, России и Африки.

Boeing и Airbus до сих пор предпринимали верные шаги. Но конкуренция со стороны Китая может постучать в их двери раньше, чем они предполагают.
1 комментарий
Само название уже улыбнуло.
avatar

теги блога Марэк

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн