Из-за сложной экономической ситуации строительные компании начали задерживать зарплаты своим сотрудникам. Застройщики признают долги по зарплате, но жалуются на дорогие кредиты и уменьшение объема заказов
Фото: ТАСС
В этом сюжете
Бизнес попросит уточнить поручения Кремля правительству 28.04.2015, 21:24
У кризиса в российской экономике появилось официальное объяснение 28.04.2015, 20:32
Россияне стали в два раза реже покупать машины в кредит 28.04.2015, 19:21
Посмотреть все 899 материалов
Мэрия воспитывает строителей
О том, что некоторые крупные строительные компании, работающие в Москве, стали задерживать зарплаты своим работникам, в интервью газете столичного стройкомплекса «Московская перспектива» рассказал заместитель руководителя департамента градостроительной политики Сергей Дегтярев.
По словам Дегтярева, среди тех, кто задерживает выплату зарплат — «Главмосстрой», МСМ-5, СУ-155, корпорация «Трансстрой», «Дормост», «Мосметрострой». Это связано с финансовыми трудностями компаний, говорит чиновник. «Задолженность наблюдается там, где руководство допустило просчет в планировании производственно-хозяйственной деятельности и, как результат, столкнулось с нехваткой денежных средств, которые в кризисной ситуации взять иногда просто негде», — цитирует Дегтярева газета.
В последнее время на «горячую линию» департамента поступило около 100 обращений от сотрудников строительных организаций с жалобами на то, что им задерживают зарплату, утверждает Дегтярев. Обращаются, как правило, отчаявшиеся граждане: те, кому не платят зарплату в течение длительного периода.
Сами столичные чиновники признаются, что у них нет возможности напрямую вмешиваться в экономическую деятельность компаний, не входящих в структуру городского правительства. К руководителям компаний, задолжавших зарплату, применяются воспитательные меры: их приглашают на специальную комиссию по контролю за своевременной выплатой зарплаты, говорят в правительстве Москвы. На ней разбираются причины, по которым компании задерживают зарплату своим сотрудникам.
Нет заказов — нет денег
СУ-155 перестала выплачивать зарплаты своим работникам с января этого года, рассказал на условиях анонимности РБК один из сотрудников компании. Последнее время СУ-155 испытывает серьезные трудности: с начала 2014 года к ней было подано 17 заявлений о банкротстве. В ноябре прошлого года претензии на сумму более 1 млрд руб. к компании предъявили подмосковные власти. С апреля на конец декабря 2014 года долг СУ-155 вырос с 19 млрд до 25 млрд руб.
Президент МСМ-5 Обид Ясинов рассказал, что задержки по выплатам зарплат в компании начались еще больше года назад. Это связано с уменьшением объемов заказов. «Если в 2013 году мы выполняли работы на 20–25 млрд руб., то сейчас — на 5–6 млрд», — говорит Ясинов. Однако если еще в начале 2014 года задержки по выплатам зарплат составляли до 4 месяцев, то сейчас — 2-2,5 месяца, утверждает Ясинов. Задержки по выплатам привели к тому, что с конца 2013 года численность сотрудников компании сократилась с 5,7 тыс. до 2 тыс. человек. «Люди сами увольнялись, — говорит Ясинов. — у многих семьи, дети, и они просто не могли ждать».
По словам представителя «Главмосстроя» Виталия Королева, на сегодняшний день в компании существуют непогашенные обязательства перед управленческим персоналом и небольшой частью рабочих, которые в общей сложности составляют 13% сотрудников (примерно 520 человек). Задержки по выплатам зарплат длятся не более двух месяцев, добавил он.
«Причина возникшей ситуации в необходимости погашения расходов, вызванных почти двукратным удорожанием стройматериалов за последние четыре-пять месяцев при фиксированной цене контрактов, отсутствии авансирования со стороны заказчиков по ряду проектов, а также запретительных банковских ставках, не позволяющих получить дополнительное финансирование без ущерба для дальнейшей деятельности компании», — объясняет Королев. По его словам, сейчас эта проблема решается, хотя в приоритете для компании — соблюдение обязательств по строительным контрактам. «Их выполнение позволит погасить задолженность в ближайшее время», — говорит Королев.
Бывший сотрудник «Трансстроя» сообщил РБК, что компания задерживает выплаты зарплат с марта 2015 года. По его словам, задержки зарплаты в компании связаны с тем, что в последнее время «Трансстрою» не удавалось получить новых тендеров. «Не завершив старые контракты, достаточно сложно убедить власти в том, что ты можешь реализовать новые», — говорит собеседник РБК.
В пресс-службе «Трансстроя» пояснили, что задержка по выплатам связана с нестабильным финансированием проектов компании со стороны заказчика. В данный момент компания находится в диалоге с заказчиком по выработке решения по данному вопросу, добавили в пресс-службе. В какие сроки и в каком объеме происходит задержка зарплат, «Трансстрой» не уточняет.
В «Дормосте», «Мосметрострое» и СУ-155 не смогли оперативно ответить на запрос РБК.
Причины финансовых трудностей компаний могут быть обусловлены совокупностью факторов, уверен руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Владимир Богданюк. «Это, например, увеличение кредитной нагрузки, просчеты в менеджменте, судебные разбирательства, — говорит он. — В 2014 году СУ-155 вывела на рынок три проекта: ЖК Flight City в Солнечногорском районе Московской области, Like City в Одинцовском районе Московской области и Sky City в Останкинском районе Москвы. Три новых проектах за год, причем один в довольно интересной московской локации — даже для крупной девелоперской компании это хороший показатель. «Главмосстрой-Недвижимость» в 2104 году приступила к реализации проекта в перспективной локации — ЖК «Яуза Парк».
«Наверняка у некоторых из них слишком высокая закредитованность, поэтому, даже если продажи идут более или менее неплохо, львиная доля денег уходит на погашение долгов по кредитам, — объясняет председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. — Плюс, если случился отток спроса, стройку надо поддерживать, замороженные же проекты также приводят к росту издержек».
Кто не платит зарплату в срок:
Крупнейший застройщик страны
Компания СУ-155 была создана в 1954 году на базе Министерства строительства СССР. В начале 1990-х она была приватизирована бизнесменом Михаилом Балакиным и преобразована в ЗАО. Таким образом, Балакину досталась компания с большим объемом механизаторской базы: на ее балансе оказались заводы, предприятия по добыче нерудных полезных ископаемых, предприятия машиностроения.
До недавнего времени компания отличалась высокими темпами ввода жилья. Так, в 2013 году СУ-155 сдала 1,5 млн кв. м жилой недвижимости, заняв первое место среди застройщиков по вводу жилья в России. При этом доля госзаказа в 2013 году занимала 70% портфеля проектов компании. Объем ввода в 2014 году был меньше: 0,9 млн кв. м жилья. Сокращение объема введенного жилья было обусловлено преимущественно завершением работ в ряде новостроек по госзаказу для военнослужащих. Стройка для государства по итогам 2014 года составила уже 50% от общего объема работ компании.
Неприятности на компанию посыпались в ноябре 2014 года, когда глава подмосковного стройкомплекса Герман Елянюшкин потребовал от девелопера срочно погасить более 1 млрд руб. задолженности по арендной плате и налогам. Балакин тогда заявил о готовности заплатить лишь 159,6 млн руб. до конца года.
В декабре 2014 года Госстройнадзор подал иск о банкротстве компании. Тогда долг компании составлял 25 млрд руб. А в начале марта стало известно, что СУ-155 допустит дефолт по облигациям. Держатели предъявили к выкупу бумаги более чем на 2,3 млрд руб., а СУ-155 не смогла выкупить по оферте облигации 5-й, 6-й и 7-й серий.
Строитель инфраструктуры сочинской Олимпиады
«Трансстрой» был крупнейшей компанией на рынке инфраструктурного строительства России. Компания создавалась на основе Министерства транспортного строительства СССР, а в 1992 году была преобразована в акционерное общество — ОАО «Корпорация «Трансстрой», главой которой стал бывший министр транспортного строительства СССР Владимир Брежнев. Однако осенью 2007 года совладельцем компании стал Олег Дерипаска. Подконтрольное предпринимателю ООО «Базэлдорстрой» купило 50% компании. Уже зимой следующего года Олег Дерипаска решил сменить Владимира Брежнева на посту председателя совета директоров корпорации, а вместо Якова Ицкова, бывшего генеральным директором компании, назначил Владимира Шварцмана.
Однако смена акционера в компании и последовавшие за этим кадровые перестановки привели к тому, что первый вице-президент компании Ефим Басин принял решение уйти из компании, создав в 2007 году почти полного тезку — ООО «Корпорация «Инжтрансстрой». Вместе с Басиным из «Трансстроя» Олега Дерипаски ушла существенная часть профессиональных кадров, проработавших в ней десятилетия. Вместе с ними из компании была выведена существенная часть механизации.
Тем не менее это не помешало обеим компаниям принять участие в подготовке к Олимпиаде в Сочи, причем иногда даже на одних проектах. Так, обе компании строили грузовой порт Сочи, при этом «Инжтрансстрой» Басина — за госсчет, а «Трансстрой» Дерипаски — за свой. При этом, именно из-за разногласий с Минтрансом, возникших во время строительства в Сочи олимпийских объектов, Олег Дерипаска мог разочароваться в инфраструктурном строительстве, рассказывал источник «Коммерсантъ».
Из-за его строительства «Трансстрой» получил убыток в 4 млрд руб. Превышением сметы на другом олимпийском проспекте — дублере Курортного проспекта — в компании объясняли резкое сокращение чистой прибыли. В итоге в 2013 году она упала на 87%, до 43 млн руб. Выручка составила 18,9 млрд руб., кредиторская задолженность достигла 12,7 млрд руб. Свой портфель заказов в 2013 году «Трансстрой» оценивал в 52 млрд руб.
В декабре прошлого года компания Олег Дерипаски продала 48,9% «Трансстроя» своему однокурснику Егору Андрееву. Позже пакет Андреева был увеличен до 55%. Топ-менеджеры холдинга получили 6,5%. Еще 12,5% акций «Трансстроя», по данным «Коммерсанта», остались у иностранных бизнесменов Зигфрида Вольфа и Питера Кооба. Еще 26% «Трансстроя» — у австрийского Strabag, где Олегу Дерипаске принадлежат 25%. Отчетности за 2014 год пока компания не выпускала.
Сегодня компания реализует крупный проект по строительству стадиона «Зенит» стоимостью почти 35 млрд руб. Вместе с тем проект реконструкции Щелковского шоссе и строительство железнодорожной ветки Беркакит — Томмот — Якутск (Амуро-Якутская магистраль) существенно затянулись. В частности, на прошлой неделе глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин говорил, что завершить реконструкцию на Щелковском шоссе удастся лишь к концу 2015 года — на два года позже первоначально запланированных сроков.
Дела у «Главмосстроя» (входит в холдинг «Базэл» Олега Дерипаски) в последнее время тоже идут не очень хорошо. Выручка компании по РСБУ в 2014 году сократилась более чем в два раза — до 89 млн руб. против 187,3 млн руб. по итогам 2013 года, а чистый убыток увеличился до 219 млн руб. против 209 млн руб. годом ранее. Ввод жилья в эксплуатацию в 2014 году у компании также сократился: в 2013 году компания ввела 344 тыс. кв. м, в 2014 году — только более 100 тыс. кв. м.
Старейший строитель на рынке
«Мосстроймеханизация-5» (МСМ-5) была одним из крупнейших и старейших генподрядчиков по строительству жилья в Москве и Подмосковье. В 2013 году оборот компании, по словам основного владельца компании Обида Ясинова (63,5%), превысил 20 млрд руб., а общий размер кредиторской задолженности — не более 1,5 млрд руб. Чистая прибыль составила 39,9 млн руб.
Впрочем, уже тогда МСМ-5 была загружена только на 50%. Массовых сокращений удавалось избежать лишь благодаря муниципальным заказам, но все равно компания была на грани рентабельности.
МСМ-5, будучи одной из старейших компаний на рынке, сегодня, по сути, растеряла былой вес и больше не может похвастаться прежним портфелем строительных заказов, рассказывал РБК топ-менеджер одной из девелоперских компаний.
В марте 2015 года на собрании акционеров МСМ-5 было принято решение выделить в отдельное юрлицо «Управление механизации-9» со всем имущественным комплексом, включая технику, числящуюся на балансе на 1 декабря 2014 года. Сам Обид Ясинов пояснил, что компания остается единой и выделение в отдельное юрлицо никак не повлияет на ее работу.
В середине прошлого года у компании в продаже было не более трех проектов, рассказывала гендиректор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. При этом самым крупным из них был проект «Леоновского парка» в Железнодорожном на 575 квартир. Сам Обид Ясинов уверял, что к концу 2014 года портфель проектов превысит 500 тыс. кв. м, чего однако не произошло.
В 2013 году оборот компании, по словам Ясинова, превысил 20 млрд руб., а общий размер кредиторской задолженности — не более 1,5 млрд руб. Чистая прибыль составила 39,9 млн руб. Финансовые итоги за 2014 год еще не раскрывались.
Первый строитель метро
«Московский метрострой» был создан в 1932 году как основной подрядчик строительства Московского метрополитена. В 2010 году 100% «Мосметростроя» купили структуры Владимира Когана, писали «Ведомости». В 2015 году Коган занял 95-е место в списке Forbes с состоянием 0,95 млрд руб.
В январе 2011 года «Ведомости» писали, что Коган продал «Метрострой» менеджерам компании во главе с гендиректором Евгением Кашиным. В марте 2014 года компанию выкупили основатели «Трансмашхолдинга» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.
В сентябре 2014 года компания анонсировала свой первый девелоперский проект в Москве — строительство ЖК бизнес-класса. Тогда же «Ведомости» писали, что почти вся выручка «Мосметростроя» формируется за счет заказов Москвы. Однако в последнее время столичные власти сократили стоимость работ, а время строительства ускорили.
Согласно базе данных СПАРК, в 2013 году выручка компании составила 19,3 млрд руб., чистая прибыль составила 147,3 млн руб.
Подрядчик департамента капремонта столицы
АО «Дормост», возглавляемое Виктором Карпухиным, с начала февраля находится в стадии банкротства. Сообщение о введении процедуры наблюдения в компании было опубликовано в газете «Коммерсантъ» 9 февраля 2015 года. Председателем совета директоров компании является бывший совладелец крупного инфраструктурного генподрядчика столицы компании ОАО «МИСК».
Согласно последней отчетности компании в 2013 году подразделениями ОАО «Дормост» работы выполнялись на 24 объектах. При этом основным заказчиком для ОАО «Дормост», как и в предыдущие годы, являлся департамент строительства, департамент капитального ремонта города Москвы и ОАО «МИСК». Выручка компании за 2013 год составила 6,8 млрд руб. против 5,6 млрд руб. в 2012 году. При этом в 2014 году она резко сократилась и составила по итогам трех кварталов лишь 1,3 млрд руб., по данным СПАРК-Интерфакс. Чистая прибыль компании за девять месяцев 2014 года составила 63 тыс. руб. против 1 млн руб. в 2013 году.
Подробнее на РБК:
www.rbc.ru/rbcfreenews/553f87a79a794704931e41ea
ps: ожидаем падения цен