По следам большого интервью главы энергобанка
smart-lab.ru/blog/copypaste/244308.php
Избранные выдержки и некоторые мои комментарии:
— Все случилось 27 февраля, в обеденный перерыв. В это время наш трейдер непосредственно на бирже не торговал, занимался отчетностью, но за рынком следил. В какой-то момент он заметил, что на экране появились какие-то странные сделки. Мы позвонили на Московскую биржу уточнить, может, какой-то сбой происходит?
Комментарий: Интересно во сколько именно они позвонили на биржу. Вряд ли биржа скажет. Просто «в течение торговой сессии» выглядит как то сомнительно и совсем не похоже на
спешку ценой в 380 млн. Но вдруг и правда прозвонили скажем в 12:40? Но мы этого не знаем.
— Да. Компьютер стер данные с жесткого диска и «умер».
Комментарий: Интересно как быстро был стерт жесткий диск и почему не вынули вилку из розетки. Или вынули?
— было проведено исследование жесткого диска, в ходе которого удалось восстановить данные и расшифровать код вируса.
Комментарий: Неплохо. Надеюсь только все доказательно, и это не левый жесткий диск с левыми данными.
— Специалисты выяснили, что обнаруженный на восстановленном жестком диске вирус был внедрен заранее, за несколько месяцев до инцидента.
Комментарий: Интересно
— Его обнаружила экспертная московская фирма, которая по поручению следствия проводила экспертизу.
Комментарий: Очень интересно! (это не стеб, реально интересно)
— Сейчас речь идет примерно о 300 миллионах рублей
Комментарий: Бирже и открытым данным я верю больше
. Речь именно о 380 млн р, что точно рассчитывается. Не понятно зачем Энергобанку тут выкручиваться
. Или часть денег утекла куда надо, а 300 млн не туда? Ну может и нет.
— Основные объемы сделок заключались клиентами этих брокерских компаний. Да, есть часть нераскрытых участников с нерыночными курсами. И мы не считаем часть операций, попавших в рыночный диапазон, и претензий к ним мы не имеем.
— 60 рублей за доллар при покупке и 62 рубля за доллар при продаже, что соответствует средневзвешенному курсу на 27 февраля и курсу Банка России на 28 февраля. Сделки в этом диапазоне не нанесли нам никакого ущерба, и, соответственно, у таких лиц нет выгоды в результате преступления злоумышленника. Нам был нанесен ущерб за пределами этого диапазона.
— Но почему именно в те 14 минут на бирже неожиданно стали появляться, причем выставленные именно в этот период, заявки на продажу по 63 — 66 рублей за доллар или на покупку по курсу 59 — 55 рублей за доллар? Это серьезный вопрос к участникам торгов, на который мы хотим получить ответ.
Комментарий: Вообще говоря заявки по ценам далеким от центра спреда в стакане есть всегда. Крупные заявки тоже периодически ставятся и снимаются, просто в 99% случаях не исполняются. И это тоже отражено в открытых данных и хранящихся биржей логов. Вот и весь ответ. Так что притянуть за уши тут ничего не выйдет. Более детальный я уже давал для ЦБ. Насколько я знаю их это полностью удовлетворило.
— Хочу еще раз подчеркнуть, что Энергобанк понимает очевидное отсутствие связи с преступниками у основной массы биржевых игроков, которые в тот момент торговали на Московской бирже, но, поскольку сделки совершены в результате преступления и за счет ущерба банку по объективно не имеющему предпосылок нерыночному курсу (кроме самого факта преступления), такие выгоды должны быть возвращены банку.
Комментарий:
Где была ваша вежливость в отношении трейдеров месяц назад и не на камеру? А еще
говорите о профессиональной этике. Извините, но
вы сами отвернули от себя всех трейдеров.
— Имущественные претензии обращены к тем сделкам, которые в результате преступления злоумышленника получили выгоду за счет курсов, существенно отличающихся от объективно рыночных, то есть до факта преступления (в том числе до 12:29 и после 12:45).
— Нет. Иные участники и сами клиенты отказываются раскрываться в добровольном порядке. Согласие Московской бирже выразили на собственное раскрытие только три брокерские компании: те самые БКС, «Финам» и «Открытие». Но своих клиентов они отказались раскрывать, ссылаясь на то, что те не дают своего согласия. Пока ситуация с клиентами тупиковая.
— Мы понимаем, что расследование — это не быстрый путь для ускорения расчетов и добровольных возвратов, надо предложить добросовестным людям стимул, но, естественно, меньше, чем 50 процентов, поскольку тут не должно быть наказания потерпевшего банка.
— должна включиться не только законопослушность, но и профессиональная этика.
— От клиентов брокерских компаний реакция пока отрицательная. Люди хотят найти оправдание своему нежеланию вернуть свалившееся с неба, и они подогревают друг друга в сетях. От них идут коммерческие предложения о 50 процентах дисконта. Но это не может устраивать нас с учетом факта преступления: мы не ошибались, а стали жертвой злоумышленника, от чего, строго говоря, не застрахован никто. С физическими лицами всегда сложно договориться. Они ни о какой корпоративной этике и слышать не хотят, хотя сами являются профессионалами рынка. Они заработали случайные большие деньги, и сейчас у них эйфория, кураж. Но они должны знать, что это не просто несправедливо, но и противоречит закону, эти деньги получены в результате преступления другого лица и, независимо от невиновности самого выгодоприобретателя, подлежат возврату. Долго, упорно и мучительно, но справедливость торжествует, мы должны вернуть похищенное.
— нам некуда торопиться. Для нас главное — установить истину, поймать виновных и возместить ущерб.
Комментарий: Ну и отлично. Наконец то вслух говорят, что главное поймать виновных (если они конечно были). Наконец перестали говорить что вернувший деньги выпадает из уголовного дела, а не вернувший будет подозреваемым. То есть теперь все подозреваемые, вернули или нет деньги. А найти виновного надо даже если он вернул деньги. И вообще возврат денег никак не связан с виновностью/невиновностью и со следствием. Это не значит что я верну деньги, но хоть риторика наконец правильная. Молодцы.
— Говорят, что некоторые участники тех торгов готовы добровольно, даже без дисконта, вернуть деньги. Это правда?
— Да. Пока речь идет об одном крупном банке, который выразил такое желание. Сейчас идет проработка технических деталей.
— Но постоянно идут атаки — и через интернет
Комментарий: Вообще непонятно. Банковский терминал реально подключен к интернет и вирус мог управляться удаленно (если он был конечно)?
— Но пока мы одни: брокеры встали горой за своих клиентов и по непонятным причинам кидают в нас камни, а банковское сообщество пока просто наблюдает. Желание сохранить случайную прибыль любой ценой по принципам торгующего человека понятно, но все-таки это недобросовестно и несовременно.
— Ущерб от курсовой разницы в размере около 300 миллионов рублей, конечно, это неприятно для нас,… Даже на прибыль это не оказало влияние, мы демпфировали потери.
Комментарий: Очень интересно. А можно еще раз также «демпфировать потери», и в отчетности еще приписать в прибыль +300 млн? А потом еще и еще? )))))
ну удачи.
з.ы. вообше, особенно в госконторах, уровень топов примерно такой же. ))
На первом же совещание он ставит задачи подченённым, мол делаем так и так и больше никак… Когда ему подченённые возразили в невозможности исполнения задачи, так как это было технически невозможно сделать в АБС, он пригрозил увольнением всех, за не исполнение и малой квалификации его подчинённых… В течение недели почти весь коллектив подал заявы на увольнения из-за этого сынка… Все подали сами, так как отказывались работать с дебилом. В последующем я слышал историю как один банк спасал выше описанный банк)))
Видел и обратную историю о детях которые родились с золотой ложкой в жопе)))
— Но почему именно в те 14 минут на бирже неожиданно стали появляться, причем выставленные именно в этот период, заявки на продажу по 63 — 66 рублей за доллар или на покупку по курсу 59 — 55 рублей за доллар? Это серьезный вопрос к участникам торгов, на который мы хотим получить ответ.
Комментарий: Вообще говоря заявки по ценам далеким от центра спреда в стакане есть всегда. Крупные заявки тоже периодически ставятся и снимаются, просто в 99% случаях не исполняются. И это тоже отражено в открытых данных и хранящихся биржей логов. Вот и весь ответ. Так что притянуть за уши тут ничего не выйдет. Более детальный я уже давал для ЦБ. Насколько я знаю их это полностью удовлетворило.
Я правильно понимаю что биржа провела анализ выставления заявок в стакан по этому инструменту за последние полгода и не нашла никаких подозрительных отклонений? Т.е. статистически было подтверждено что стакане за последние год-полгода по юсд появлялись заявки отличающиеся от средней цены в обе стороны со сравнимыми объёмами, которые просто не были исполнены? Заявки эти подавались одними и теми же клиентами или разными? В какие периоды времени подавались такие заявки? Снимались ли они вручную или автоматом по окончанию сессии? После инцидента сколько раз еще подавались такие же заявки с существенным отклонением от средней цены?
Если следствие считает что были злоумышленники, разве следствие не должно их найти и уже с них взыскать убыток? Кто вор – тот кто украл или кто?
P.S. а что насчет тех у кого стопы сработали и они деньги потеряли, энергобанк им денег отдать не хочет?
)))) Тоже так думаю. первый раз штоле мы видим, как роботы косячат.