rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании Норникель | От амулетов фараонов до двигателя прогресса: как кобальт стал «металлом будущего»

Три тысячи лет назад кобальт ценили за магический синий цвет, который считали символом вечности. Сегодня он помогает человечеству строить будущее, уже не в витражах соборов, а в аккумуляторах электромобилей и «зеленой» энергетике. Разбираемся, как кобальт прошел путь от декоративного пигмента до стратегического ресурса XXI века.

🔹Краски, пережившие тысячелетия
История кобальта начинается задолго до появления этого элемента в таблице Менделеева. Древние египтяне, персы и китайские мастера использовали его соединения, чтобы получить насыщенный синий цвет, не тускнеющий веками. Знаменитый китайский фарфор, мозаики Средней Азии и витражи готических соборов Европы, их синие краски – это заслуга кобальта. В Средневековье этот цвет стал символом статуса: глубокий сапфировый оттенок в интерьерах дворцов знати и готических соборов ценился наравне с позолотой.

🔹Открытие элемента и первое промышленное использование
В 1735 году шведский химик Георг Брандт выделил кобальт в чистом виде. Ученые начали изучение металла, его свойств: жаростойкость и способность усиливать сплавы. К XIX веку кобальт уже активно применялся в промышленности — металлурги выяснили, что он делает сталь прочнее, работает как катализатор химических реакций и ускоряет производство новых материалов. По-прежнему применялся кобальт и в живописи. Синим оттенкам в полотнах Ван Гога и Моне мы обязаны именно кобальтовыми красками. Художники ценили этот пигмент за уникальную стойкость и долговечность.

🔹Стратегический ресурс современности
В XX веке сфера применения кобальта значительно расширилась: 
— Медицина: изотоп кобальт-60 стал основой лучевой терапии, спасающей жизни онкобольных.
— Авиация и космос: жаропрочные сплавы с кобальтом позволяют турбинам и двигателям работать при запредельных температурах.
— Энергопереход и зеленая энергетика: сегодня это незаменимый компонент литий-ионных аккумуляторов. Именно кобальт в катодах батарей обеспечивает их емкость, безопасность и долгий срок службы. Без него невозможен массовый переход на электромобили и эффективное хранение энергии.
Спрос на металл устойчиво растет, но мировые цепочки поставок остаются уязвимыми — более половины добычи приходится на Демократическую Республику Конго – государство с нестабильной экономикой и зависимым политическим режимом. В этих условиях наличие в России собственных мощностей для добычи металла — это вопрос технологического суверенитета.

📌Норникель не просто добывает кобальт, но и развивает переработку внутри страны. На Кольской ГМК запущено производство рафинированного кобальта мощностью до 3000 тонн в год. Это позволяет компании стать одним из гарантов развития высокотехнологичных отраслей России — от электротранспорта до сложной химии и высокотехнологичной медицины. Более подробно писали об этом здесь «Норникель» запустил производство кобальта в Мончегорске

От амулетов фараонов до двигателя прогресса: как кобальт стал «металлом будущего»



14.9К
#95 по плюсам, #116 по комментариям
4 комментария

👍

а у Норникеля все месторождения только в России? Есть например какие-либо совместные в Африке? (не кобальта)
avatar
RM, Добрый вечер. С 2013 г. компания активно выходила из ряда зарубежных активов, следуя стратегии фокусировки на российских проектах, не отвечающих критериям первоклассных, включая активы в Австралии (Lake Johnston, Black Swan, Honeymoon Well) и ЮАР (Nkomati).
avatar
Где деньги Зин? Походу уже в арабских эмиратах 🤣

теги блога Nornickel

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн