Блог им. AlexeyPetrushin

Умение Видеть #работа

Профи — знает верное решение. Мастер — видит пространство решений. Творец — видит пространство задач.

Умение видеть задачу полностью, комплексно, часто решение, ответ на вопрос — это новый вопрос, на первый взгляд далекий и не связанный с изначальным.

Пример: талантливый повар признанный лучшим в мире готовит запоминающийся ужин для избранных. Тщательно все обдумав, он находит оптимальное решение — зажарить самих гурманов. Пример дикий, для иллюстрации — что изначальный вопрос и задача, часто требуют уточнения и изменения, и финальное решение — на первый взгляд, кажется странным.

Примеры из финансов:

Использовать деньги как меру — измерять капитал или прогресс в деньгах «Инфляция ракушек» smart-lab.ru/blog/722614.php интересны комментарии, по ним видно совершенное непонимание о чем реч.

Работать пока молодой чтоб накопить на старость. Тупизна идеи настолько монументальна что даже комментировать сложно. Как упоминал Чарли Монгер «Отложить симпатичных дам на старость».

Цельмаксимальный рост капитала. Часто хороший подход, но иногда может быть лучше другая цель — обеспечение и поддержание комфортный тебе образ жизни, минимизация рисков что непредвиденные события могут его нарушить. Вариации подхода «win vs not loosing», «least regret portfolio», «last man standing».

Зажиточность и умеренность. Обьективно оценить свои способности, что прибыль Торпа, Сороса и Гринблатта едва ли получится, обьективно оценить требуемые время и усилия, десятки лет. Что вероятный результат скорость роста — это рыночная или если повезет чуть выше, и что скорей всего не удастся извлекать на расходы больше чем 3-5% капитала в год. Значит долгий срок роста капиталла, смысл теряется поскольку деньги хороши пока ты можешь их тратить. Что ты не контролируешь их рост, это во многом случайность. Это значит у тебя нет контроля над прибылью, зажиточность вне твоего контроля. Но есть контроль над расходами. Решение — найти комфортный образ жизни при умеренный расходах. Понимание что идея о зажиточной жизни, что инвестиции и трейдинг дадут большую прибыль — это фантазия, игра случая. Высокую прибыль можно рассматривать как возможный приятный сюрприз, но не как основной вариант. Это совершенно меняет подход и взгляд на трейдинг и инвестиции.

Уплата штрафа. Понимание что законы и правила иллюзия, условности, что смотреть нужно на все пространство вариантов, и оценивать их как прибыль/потери. Иногда оптимальное, прибыльное решение это выход за рамки правил и уплата штрафа.

Нелинейности — смотреть на total P/L, стратегии с частые мелкие убытки и редкая прибыль могут быть выгоднее стабильной стратегии с частыми но небольшими прибылями. Не всегда, возможно лучше выбрать стабильные, пусть и небольшие частые прибыли.

Примеры из выживания

Распространенное заблуждение что мастера выживания это кто живет в тайге, разводит огонь трением, и питается рогозом. Настоящий мастер выживания это чиновник. Он отлично живет в спокойное время, а когда становится тревожно, заранее и с комфортом на самолете перемещается к себе в запасной домик где нить у моря в спокойном месте. 

Уметь жить в палатке в лесу полезный навык, но это запасной вариант, который никогда не должен понадобиться, это уровень новичка. Основа выживания, уровень мастера — это мозги, видеть и действовать заранее, договариваться и решать вопросы с людьми. Чтоб из дома на берегу моря, в кресле с коктейлем наблюдать за движухой на экране, а не выживать в шалаше в лесу питаясь лягушками..

П.С. 

Я упоминал что школа оказывает негативное влияние на успех человека в жизни (и прибыль). От природы человек интуитивно обладает этой способностью, видеть и мыслить комплексно. Школа эту способность разрушает, заменяя ее на действия в рамках принятых условностей, шаблонов, слепоты, неумения выйти за рамки задачи, пересмотреть и поставить новую задачу и т.п. Школа также нарушает мышление в рамках P/L и иллюзорности правил. Задача школы — создать инструмент, встроить его в сложную машину социума, чтоб он выполнял требуемые и узко прикладные функции, и от такого инструмента требуются совершенно иные навыки, которые и формирует школа.
438 | ★1
9 комментариев

Ваше «П.С.» перечеркнуло весь пост...

Школа (в хорошем смысле, конечно) учит тому, чему мозг самостоятельно не научится за время своей жизни. И умению мыслить комплексно (смотреть на задачу со стороны физики, химии, математики, психологии, микро и макро моделей), и не мыслить в пределах узких рамок (просчитывать все соприкосновения и взаимодействия), и опираться на предыдущие достижения и анализ (доказательство теорем).

«Иногда оптимальное, прибыльное решение это выход за рамки правил и уплата штрафа.»

Можно пойти и дальше в этой концепции — физическое устранение конкурента для эффектиного результата. Чем не выход за рамки установленных правил?

avatar
Йоганн, школа это смесь полезных и разрушающих знаний, навыков и программ. Можно отфильтровать разрушающие навыки школы используя определенный настрой и подход обучения.

Но есть способ лучше — изучить требуемые материалы самостоятельно. Уровень школы — это базовый уровень, задача школы — вытащить отстающих на средний уровень. Человек со средними способностями и выше — школа вообще не нужна, лекго осилит точные науки на уровне школы, за может лет 5-6, особенно если будет частный тренер.

Но можно сделать еще лучше, и использовать дополнительные материалы, от учебников головоломок и т.п. до персональной программы — определить области интересные человеку и заняться ими углубленно. Результат будет не сравним со школой.

Школа дает также социальные навыки, но, опять же, есть другие варианты освоить их лучше.

П.С. 

Вообще, тематика обучения, ее многие касались, что на западе разные школы и программы для народа и элиты. Решающие совершенно разные задачи — создать прикладной узко специализированный инструмент пусть и даже сложный вроде инженера, либо создать личность способную мыслить и видеть комплексно. Это разные цели, и требуют разного обучения.
avatar

Alex Craft, не смотря на то, что я всегда считал себя необыкновенно талантливым и опережающим среднего человека на порядок, у меня не хватило гордыни считать, что я смог бы достичь чего-то без школы.

Читать, писать и считать я научился в школе, каллиграфии и усердию — в школе, правильные книги мне подсунули в школе, мотивирующий дух  соперничества — приобрел в школе, харизма учителей, как пример влияния и убеждения — в школе, навык работы на токарном станке и слесарными инструментами — в школе, освоил фортепиано — в школе.

Мои родители не дали мне почти ничего, кроме генов, пропитания и ограничений возможностей (за что им спасибо, ибо ограничение очень развивают и мотивируют).

Не знаю, какие именно навыки разрушающие ощутили именно Вы, я не ощутил таковых. 

А самостоятельное изучение материалов невозможно без базовых навыков научного анализа, которых менее, чем за 8 лет не получить (ибо нужно еще отдыхать, играть в игры, смотреть кино и социализироваться)

Частный тренер (дурное слово) — это та же школа.

avatar
Йоганн, намерения, цели разные. Школа может быть сколь угодно талантлива. Задача школы грубо говоря это интеллектуальная кастрация. Хирург выполняющий кастрацию может быть сколь угодно талантливым, и сделать все на высшем уровне. Но результат будет тот же.

А частный тренер может быть средне талантливым. Но его цели — развитие. Понятно что талантливый частный инструктор лучше плохого, и результат с ним будет лучше.
avatar

Alex Craft, я знаю из первых уст, как развиваются дети высших чиновников с «частными инструкторами» высокой квалификации. Не завидую им..

«Задача школы грубо говоря это интеллектуальная кастрация.» 

Если по концепции евгеники создавать общество (человек-пекарь, человек-солдат, человек-шахтер), то да. Знаю, что сейчас воспитывают квалифицированного потребителя. Но нельзя же считать это нормой!

Это временные извращения.

avatar
Йоганн, «сейчас воспитывают квалифицированного потребителя», так было всегда. Меняются декорации, суть остается той же. Просто вешают разные морковки, сейчас это потребление.
avatar
Йоганн, мозг, изначально, это минимальная машина созданная миллионами лет эволюции, с простыми но оптимальными программами.

Правильное образование может его улучшить.

Школа, имеет совершенно другую задачу — создать прикладной инструмент для решения задач данных ему хозяином. И меняет мозги под это. Ухудшая в целом общие способности человека.
avatar

Alex Craft, верно, эволюция потрудилась над человеческим мозгом, причем в обратную сторону.

В отличие от павианов, например, наши вшитые «оптимальные программы» очень скудны (познавательные, реактивные, моторные, тактические), ибо природа освободила наши нейроны для адаптивных селективных навыков текущего временнОго среза. Это позволяет наиболее эффективно использовать объем актуальной информации в меняющемся мире.

«Школа, имеет совершенно другую задачу — создать прикладной инструмент для решения задач данных ему хозяином. »

Если говорить о воспитании раба (это современная школа в РФ), то да, но я не хочу это временное состояние образования рассматривать как стационарное. Я учился, когда воспитывался человек-мечтатель-энтузиаст-герой.

avatar
Комментарии ИИ к статье что мне понравились:
Пример с чиновником противопоставлен «романтическому» образу выживальщика. Это аналог концепции антихрупкости Талеба: не героизм в катастрофе, а архитектура устойчивости.

Именно, задача должна решаться системно, а не тушением пожаров.

в целом это философски точный очерк о зрелом мышлении: видеть не ответ, а структуру пространства решений.

ИИ отлично сформулировал. Я бы добавил ""«Видеть не только пространство решений, вместо некоего правильного ответа, но также мета пространство задач.»""
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Норникель - в топ-10 акций портфеля ВТБ Инвестиции
💼На днях в рамках инвестиционного форума ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!» команда аналитиков ВТБ Инвестиции представила свою обновленную стратегию на рынках...
Фото
2025 – год трансформации и развития компетенций
За последние 3 года к Софтлайн присоединились порядка 20 компаний , которые расширили наш портфель мощными компетенциями — от ИИ и робототехники...
Фото
Объем коммерческих медицинских услуг может достигнуть 4,27 трлн руб. к 2030 году
Оборот рынка коммерческой медицины в 2025 году составит 2,32 трлн руб., прибавив 15,2% год к году, подсчитали в аудиторско-консалтинговой компании...

теги блога Alex Craft

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн