Госдума в финальном чтении приняла закон, запрещающий крупным аналитическим платформам проводить исследования. Ограничения коснутся организаций, в капитале которых доля зарубежных участников превышает 20%, а их выручка — более 800 млн руб. Российские игроки будут попадать в специальный реестр.
Проект поправок внесли в парламент еще в 2023-м. По словам авторов инициативы, аналитики получают доступ, например, к изменениям цен на продукцию, динамике трат потребителей и составу корзин, но то, как используется собранная информация, неизвестно.
💬 Илья Рачков, партнер адвокатского бюро NSP:
«Бизнес не сможет вести маркетинговые исследования. Если кто-то будет пытаться нарушить этот закон, то он будет наказан. Это будет рассматриваться как административное правонарушение, но при определенных обстоятельствах и как уголовное преступление. Потребителю от этого будет не лучше, а хуже. Дело в том, что иностранцы приносят определенные технологии. Объективность, может быть, это и не пошатнет, если есть честные и порядочные исследователи, но я не знаю, насколько софт, который они используют, позволяет делать качественный вывод».
💬 Даниил Черных-Аипов, заместитель председателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры»:
«Практическое применение закона столкнется с рядом сложностей. Они будут, скорее всего, связаны с определением границ регулируемой деятельности, так как, согласно закону, деятельность по исследованию товарных рынков — это вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг по обработке и/или анализу данных о структуре товарных рынков в РФ. Такое широкое определение может охватить не только традиционные маркетинговые исследования, но и множество смежных видов деятельности, что создаст правовую неопределенность для участников рынка. В случае, если уход иностранных компаний все же произойдет, это должно создать временный вакуум на рынке качественных исследовательских услуг, особенно в сфере сложных панельных исследований и международных сравнительных проектов. То есть на место этих гигантов должны прийти перспективные российские игроки. Но это потребует значительных усилий, инвестиций и времени».
Большинство крупных игроков покинуло страну. Деятельность продолжают Ipsos, GfK и Nielsen.
@kfm936
t.me/kfm936/30486
В программе «Время» диктор Кириллов расскажет, сколько чугуна надоили хлеборобы Заполярья. А большего — и знать никому не следует.