1 кв 25 г у Совкомфлота вышел очень плохим.
Выручка: 278,5 млн $ (-49% г/г)
Операционная прибыль: (-346,9) млн $ (-255.8% г/г)
Чистый убыток: (-393) млн $ (-282% г/г) впервые за 3 года.
Почему такие ужасные показатели?
Основная причина это отзыв лицензии у компании с 2025 г на оперирование флотом.
Что это значит?
Лицензия — это официальное разрешение от регулятора (в данном случае — от Американского министерства финансов, OFAC), которое позволяло судам связанным с Россией или Совкомфлотом,
временно продолжать коммерческую деятельность, несмотря на введенные на них санкции.
Данная лицензия давала право на:
• продажу судов
•
выполнение контрактов до определенной даты
• обеспечение безопасности экипажу
• ограничений на использов опред технологий и услуг
Какая лицензия была отозвана у Совкомфлота?
В данном случае речь идет о бессрочной генеральной лицензии
General License No. 1A, которая была предоставлена OFAC в 2024 году.
Эта лицензия:
• Разрешала эксплуатацию большинству судов Совкомфлота.
• Позволяла совершать операции, необходимые для их нормального функционирования.
• Не распространялась на те суда, которые были прямо внесены в санкционный список.
В январе 2025 года эта лицензия была отозвана, то есть:
Суда, ранее находившиеся вне санкционного списка, больше не могут легально работать на международном рынке
Флот оказался под фактическим запретом на работу:
• Судам Совкомфлота запрещено заходить в порты: (ЕС, Великобритания, Канада, Япония, Южная Корея и др.).
• Компании-грузоотправители и фрахтователи прекратили сотрудничество из-за риска вторичных санкций.
•
Многие суда были вынуждены встать на простой или перейти к ограниченным операциям в рамках России и дружественных стран.
Отдельно стоит отметить, что из-за вышеперечисленных ограничений,
из-за невозможности использовать часть активов (судов) компания вынуждена была признать значительные суммы обесценения .
•
Амортизация и обесценение: 452 млн $ (+306,2% г/г) из-за того что суда стоят на простое компании пришлось признать большую сумму на обесценение.
Помимо отзыва лицензии, в январе 2025 года:
• Было расширено число судов, включённых в санкционные списки.
• Блокировка доступа к международному страховому рынку
• Ограничения на получение топлива, смазочных материалов и запчастей через западные поставщики.
• Запрет на использование спутниковых систем навигации и связи, что ограничило безопасность и управляемость судов.
дополнительный удар по фин показателям нанесла
курсовая переоценка (-59,2 млн $) против прибыли в прошлом году.
Все это нанесло очень большой ущерб компании, и отчет за 1 кв это подтверждает, такого убытка не было даже в плохом 22 году когда санкционное давление особенно яростно началось. Остается только гадать как компания справится и адаптируется к данным обстоятельствам, будем наблюдать.