Итак, свершилось. Компания НоваБев Групп провела День Стратегии и опубликовала новую стратегию, рассчитанную до 2029-го года.
Вначале напомним содержание прошлых серий. В январском
обзоре отмечалось следующее:
В компании поняли, что их стратегия масштабирования исчерпала свой потенциал
В принципе, это слегка заметно по цифрам: рост выручки не поспевает за ростом магазинов; таким образом, можно предположить, что магазины открывают в менее привлекательных точках, с меньшим трафиком и, скорее всего, с меньшей рентабельностью.
Напомню, что несмотря на трудности, менеджмент компании из кожи вон лезет, дабы поддержать котировки. Можно вспомнить очень странный
квазисплит; озвучивание идеи об IPO Винлаба (риски описаны
тут). Итоги 2024 года разобраны (
тут).
Краткое резюме по отчету:
Бизнес в целом стагнирует. За счет небольшого сдвига в премиальные продажи выручка чуток растет; валовая прибыль тоже. Однако рост коммерческих расходов значимо ухудшает финансовые результаты. Рост зарплат +25%; расходы на рекламу и логистику вовсе +33%. Все эти расходы не переложить на конечного покупателя. Да и затраты на финансирование (по сути проценты) выросли на 3 млрд!
Компания стоит дорого и не видно за счет чего она может значимо улучшить финансовые показатели.
* * *
Итак, прежде чем обсуждать новую стратегию, стоит посмотреть на итоги старой (рассчитанной на 2020-2024 г.г.)
Отметим, что данная стратегия была весьма амбициозна. Тем не менее, компания с ней в целом справилась. Несмотря на довольно
значимое невыполнение плана по магазинам, показатели по той же выручке были перевыполнены. Да, тут надо конечно учесть выросшую инфляцию, но тем не менее.
Еще стоит обратить внимание, на сильное невыполнение плана по долговой нагрузке, но тут опять же есть нюанс — компания провела значимый байбек; и если продать квазиказначейки, то долг уложится в таргет.
Пожалуй, наиболее показательна динамика ROIC: компания планировала сильно увеличить доходность (и у нее это даже получалось), однако 2024-й год все расставил по местам.
Сидеть на двух стульях одновременно нельзя: огромный пэйаут на дивиденды --> неизбежно просядет ROIC.
Рентабельность по EBITDA выросла, но чуть ниже плана. Опять же, виною тому относительно неудачный 2024-й год (в 22 и 23-м рентабельность была выше).
Резюмируя: несмотря на амбициозность прошлой стратегии, менеджмент компании показал, что умеет решать сложные задачи. В целом, исполнение прошлой стратегии стоит признать успешным.
***
Теперь перейдем к рассмотрению новой стратегии.
Ну, удвоить выручку вдвое за 5 лет — это не самая сложная задача. Всего-то среднегодовой рост на 15%. С текущей инфляцией вовсе не кажется невыполнимой. Рост екома и лояльных клиентов — ну тоже весьма выполнимые таргеты. Что
более удивляет — так это планы удвоить число магазинов. В обзорах неоднократно подчеркивалось, что компания
вышла на региональное насыщение. В стратегии обозначено: дальнейшее расширение в
СПб, МО и поиск новых экономически выгодных регионов.
Наиболее показателен следующий слайд:
Да, на картинке вроде все круто выглядит, но есть один нюанс: в 22-м году инфляция была 12%, в 23-м 7.5, в 24-м 10%.
Если LFL данные скорректировать на инфляцию, то увидим, что результаты то стагнируют.
Пусть нам рассказывают про фокус на премиальные бренды и т.п., по факту наблюдаем стагнацию. К слову, на слайдах компании, Тете де Шеваль и Голубицкое резерв находятся в категории суперпремиум. Не, спору нет, вина неплохие, но суперпремиум… Хотя, если сравнивать с Красным и Белым, то возможно...
Кроме того, стоит напомнить, что в ходе прошлой стратегии, Винлабы открывались преимущественно в МСК/Спб (и областях); данное решение было как раз продиктовано тем, что это наиболее платежеспособные регионы, где можно продавать премиальную продукцию. Как видим, открытия по новой стратегии
будут уже в менее платежеспособных регионах.
Резюме:
Амбициозность новой стратегии заключается по сути в агрессивном росте новых точек. Причем, по всей видимости, активный рост придется на новые для компании регионы. Рост по выручке ну чуть выше инфляции, а уж с ростом числа магазинов — вовсе не кажется сложным таргетом.
Что более важно: тренд на снижение рентабельности, скорее всего продолжится. По крайней мере, на раннем этапе (первые 2-3 года) экспансии в новые регионы.
Оснований делать в оценке компании скидку за рост — нет. По крайней мере, в новой стратегии, я доводов за это не нашел. Ежели вдруг у компании получится активная экспансия в новые регионы, и, приэтом,
новые точки будут показывать огромную рентабельность — необходимо будет пересматривать прогноз. Но пока веры в это мало.
А так, компания дорогая, долг большой…
А чистая рентабельность 3,4% (8,7% на пике).
Выводы делайте сами)