Блог им. MindMoney_Magazine

Мировая энергетика – все станет вокруг голубым и зеленым

Энергетические рынки в 2025 году не реагируют на политику — они реагируют на непредсказуемость. От тарифов до танкерных перевозок, волатильность является единственной несомненностью. Об этом в своей статье на Оbserver рассуждает руководитель аналитического центра Mind Money Игорь Исаев. По его словам, это означает, что официальные прогнозы, предполагавшие, что цены на энергоносители останутся низкими в этом году, могут оказаться неточными.

 

Что там с альтернативами?

Инвестиции в энергетику продолжают смещаться в сторону альтернативных (возобновляемых) источников энергии, поскольку крупные мировые экономики остаются непоколебимыми в своем стремлении к достижению углеродной нейтральности. Учитывая растущий избыток предложения, мы ожидаем постепенного снижения новых проектов в нефтяном секторе.

В то время как затраты на геологоразведку и разведочное бурение в целом снизились, финансовое бремя поддержания конкурентоспособности нефтяной отрасли, наряду с ужесточением экологических норм, растет. Даже сланец — бывший спаситель энергетической независимости США — больше не может конкурировать по стоимости.

Капитал больше не хеджирует свои ставки — возобновляемые источники энергии — это то, что приносит прибыль. Невозвратные затраты на нефть и нормативный багаж истощают терпение инвесторов.

Дополнительным риском для нефти является предстоящая сделка между США и Ираном, переговоры по которой продолжаются. Если будет заключена временная «ядерная сделка», ожидается, что рынок будет получать около двух миллионов баррелей излишков нефти в день. В этом случае у Brent есть потенциал для дальнейшего снижения к уровню $50, который является основанием для сокращения добычи нефти ОПЕК+ и США.

 

Что там с Европой?

Европейские страны продолжают предпринимать усилия по диверсификации источников энергии за счет России. Структура импорта энергоносителей в ЕС за последние годы существенно изменилась. Хотя, несмотря на санкции, российские нефть и газ продолжают поступать в Европу по альтернативным каналам — в том числе по так называемому «теневому» флоту — кардинальные изменения уже предвидятся.

В 2024 году США стали крупнейшим партнером ЕС по импорту сжиженного природного газа и дистиллятов. В 2024 году Норвегия укрепила свои позиции в качестве крупнейшего партнера ЕС по импорту трубопроводного природного газа. Так, импорт природного газа ЕС (как СПГ, так и трубопроводного) из России, составивший в 2021 году 150 млрд куб. м, в 2022 году сократился почти вдвое (до 80 млрд куб. м) и на столько же (до 43 млрд куб. м) в 2023 году.

Что касается импорта сырой нефти, то подтвержденной статистики нет из-за отсутствия методов идентификации происхождения танкеров, хотя объем прокачиваемой нефти по нефтепроводам сильно упал. И к концу 2024 года из действующих веток остался только «Южный (Турецкий) поток». К концу 2023 года Европа сократила импорт российского ископаемого топлива более чем на 80%. Но с этой независимостью пришла инфляция, которую месяц за месяцем выплачивали розничные потребители.

Становится все более очевидным, что бремя этих изменений ложится на европейских розничных потребителей энергии, которые испытывают растущее инфляционное давление. Счета за электроэнергию в ЕС только в январе 2023 года выросли на 16%. Инфляция стала скрытой ценой энергетической независимости.

 

Что там с ОПЕК+?

С одной стороны, нефтяной картель должен утвердить свое господство на мировом рынке нефти и не допустить резкого и продолжительного падения цен на нефть. В то же время ОПЕК+ должен укреплять связи с основными странами-потребителями, такими как США, Европа и Китай, каждая из которых имеет свои стратегические интересы.

Решение ОПЕК+ нарастить добычу нефти с апреля 2025 года во многом обусловлено необходимостью сохранить долю рынка в условиях торговой напряженности. Страны-члены меньше обеспокоены падением цен на нефть и больше — потерей позиций в пользу США, что уже не просто временная проблема предыдущей администрации, а долгосрочная реальность.

Более того, в ОПЕК+ ожидают лишь незначительного снижения поставок, в первую очередь из-за санкций, введенных администрацией Трампа в отношении иранской и венесуэльской нефти.

Нефтяной картель взял на себя обязательство увеличить добычу на 411 000 баррелей в день в следующем месяце, что эквивалентно трем месячным увеличениям по сравнению с их более ранним восстановлением добычи. В результате цены на сырую нефть опустились ниже 69 долларов впервые с 11 марта. Это падение совпадает с санкциями, введенными администрацией Трампа против Венесуэлы ранее в прошлом месяце, которые вынудили крупные нефтяные компании, такие как Global Oil, прекратить работу там, что потенциально нарушило цепочки поставок нефти.

С уходом Global Oil и более ранним уходом Chevron (CVX) у Венесуэлы осталось меньше международных партнеров, что вызывает опасения по поводу будущей жизнеспособности ее нефтяной промышленности.

 

Что там с Россией?

Доходы России от продажи нефти упали до самого низкого уровня с середины 2023 года. Сообщается, что за четыре недели до 13 апреля поставки нефти на шельфе России упали до 3,13 млн баррелей в сутки, что является самым низким показателем с февраля и примерно на 320 000 баррелей в сутки ниже предыдущего минимума. Если использовать денежный показатель, то валовая стоимость поставок нефти снизилась примерно на 80 миллионов долларов, или на 6%, до 1,29 миллиарда долларов в неделю, что является самым низким уровнем с 16 июля 2023 года.

Кроме того, ОПЕК+ потребовала от семи стран, ранее нарушивших свои обязательства — Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Омана, Казахстана и России — компенсировать недопроизводство в размере 4,57 млн баррелей в сутки к июню 2026 года. По данным организации, российское перепроизводство составило 691 000 б/с. Сроки соблюдения требований достаточно комфортные, но российский нефтяной рынок и ожидания поступлений от продажи нефти в бюджет во многом обусловлены наличием этих ресурсов.

Однако с российским газом совсем другая ситуация. Ожидается, что Россия увеличит добычу газа в 2025 году, нацелившись почти на 695,5 млрд кубометров, что является заметным ростом по сравнению с прошлым годом. Чтобы представить это в перспективе, по оценкам Министерства энергетики США, в 2024 году Соединенные Штаты будут производить около 1,07 триллиона кубометров (или 37,8 триллиона кубических футов) сухого природного газа.

Россия остается значимым игроком на рынке поставок природного газа в Восточном полушарии. Однако есть один нюанс: потребители теперь остаются в неведении о планируемых объемах поставок СПГ через промежуточный морской флот. Такое отсутствие прозрачности создает условия для повышенной волатильности и тревожности, особенно с учетом того, что газ незаменим во многих отраслях промышленности, таких как химическое производство и производство удобрений.

 

    385

    Читайте на SMART-LAB:
    Фото
    ❗️ Прямой эфир с аналитиками Mozgovik Research! Сегодня, 19:00 ❗️
    Обычно их читают молча и внимательно. Но сегодня — можно смотреть, слушать и заваливать вопросами. Пишите свои вопросы к эфиру в Telegram на...
    Фото
    Рост числа акционеров и диверсификация структуры капитала #итогиSOFL2025
    Продолжаем серию предновогодних постов с итогами! На этот раз — поговорим про вас — наших акционеров.  В 2025 году Софтлайн:  продолжил...
    Фото
    EUR/GBP: Цены «нащупали дно» в попытках продолжить поход на север?
    Валютная пара EUR/GBP отскочила от точки пересечения границы пробитого ранее «бычьего флага» и уровня поддержки 0.8750, пытаясь закрыть день...

    теги блога Mind Money Magazine

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн