Новости рынков
Для российской элиты передача семейного богатства стала более сложной, чем когда-либо.
Поскольку СВО на Украине длится уже третий год, а богатые привыкают к мысли, что гражданам России больше не рады на Западе, испытанный способ передачи состояний был фактически отменен. Даже Кипр и Швейцария — одни из излюбленных мест отдыха в прошлом — ввели запреты на предоставление услуг по управлению семейными трастами, доверителями или бенефициарами которых являются граждане России.
В то время как некоторые из богатых все еще ищут способы сохранить семейные средства на Западе, другие стремятся перевести их в так называемые дружественные страны, такие как Объединенные Арабские Эмираты, или в конечном итоге перевести их в Россию, особенно если их активы сосредоточены там. Большинство миллиардеров, попавших под санкции, предпочли перевести активы домой.
Страна, со своей стороны, годами предлагала богатым стимулы вернуть свои деньги и создала структуры, которые, по ее словам, будут защищать частные активы. Но опасения по поводу государственных захватов остаются, особенно потому, что в последнее время они усилились. Критик президента России Владимира Путина предупредил, что их будет еще больше.
Два российских миллиардера, которые говорили на условиях анонимности, опасаясь возмездия, заявили, что теперь они могут вести бизнес только в России и не думать о возможном захвате активов. Другой олигарх, попавший под санкции и вернувший активы на родину, сказал, что он еще не придумал, как распорядиться своим престолонаследием, но что он и его семья решили начать новую жизнь в России.
“Люди действуют, исходя из своих текущих возможностей и ограничений”, — сказал Алексей Станкевич, стратегический консультант для россиян со сверхвысоким состоянием, который консультирует несколько семейных офисов. “Степень непредсказуемости выросла экспоненциально”.
Неясно, как мегабогатые страны планируют передать свое богатство, и, по словам Дарьи Невской, юриста из Дубая, который обслуживает богатых россиян, общей тенденции нет. Санкции, последовавшие после СВО на Украине, ускорили процесс в некоторых случаях, например, в случае с магнатом от телекоммуникаций к собственности Владимиром Евтушенковым, который передал активы своему сыну, чтобы защитить свою холдинговую компанию после того, как он был оштрафован в 2022 году.